Уважаемые коллеги!
Спасибо за участие в сегодняшней встрече, мы продемонстрировали, что людей, интересующихся текущей ситуацией и считающих её проблемной, много. Мы попытаемся кратко резюмировать пункты нашей повестки (по открытому письму) и их отражение в прошедшей встрече.
1. По форме трудового договора. Мы высказали своё мнение, что договор приходит к разумному виду и похвалили администрацию за это. Этот вопрос больше особо не обсуждался, начальство само эту тему не педалировало. Только в некоторый момент замминистра А.Б. Повалко внезапно предложил, чтобы в трудовом договоре стояло согласие работника на раскрытие своей зарплаты. Наш профсоюз это предложение безусловно поддерживает.
2. По нагрузке, похоже, администрация даёт задний ход. Заведующий кафедрой теорфизики Ю.М. Белоусов выступил на тему, что вот-вот вроде какой-то прогресс по нагрузке пошёл и надо работать дальше и доводить это до конца. Но ректор (в ответ на прямой вопрос от нас) начал лить воду, что это всё будет согласовываться и согласовываться как минимум до марта 2016 года, а может и дальше. Впрочем, мы сегодня получили от проректора Зубцова очередной проект приказа по нагрузке и в ближайшее время его разместим на нашем сайте.
Между делом ректор заявил, что в ETH Zürich, куда он недавно ездил с официальным визитом, преподают по 20 часов в неделю. Наши источники из Швейцарии сообщают, что профессора и постдоки ведут там 4-6 часов в неделю, в крайних случаях 8. Да и совсем за другие деньги. Неувязочка.
3. Тема окладов обсуждалась наиболее оживлённо. Мы услышали много перпендикулярных мнений от всяких начальников. Общий посыл такой — повысим оклады, но на чуть-чуть, до уровня 25000-40000-55000 рублей в месяц на ассистента-доцента-профессора соответственно. Ещё накинем сверху 20000 эффективной надбавки. Администрацией был предложен и второй вариант с большими окладами и меньшей эффективной надбавкой, но при этом администрация сразу дала понять, что он всерьёз не рассматривается. На вопрос, что будет с эффективной надбавкой после «тестового периода» до февраля 2016 года, внятного ответа не поступило. Какой процент преподавателей сможет её получать и будет ли она доступна совместителям — не ясно. В целом резюме по вопросу окладов такое: зарплата преподавателей вырастет заметно, хоть и не настолько, насколько мы требовали.
Говоря об эффективном контракте, ректор и А.Б. Повалко упирали на слова «условно-постоянная часть дохода». Смысл этого выражения заключается в том, что такие деньги считаются «как оклад» для отчёта о выполнении отраслевого профсоюзного соглашения, которое требует, чтобы не менее 60% от зарплаты составляли оклады. Ещё А.Б. Повалко в конце встречи вдруг сказал, что эффективный контракт должен быть прописан в трудовом договоре, а не так, как сейчас — по заявлению. Это нас настораживает, так как всякое перезаключение трудовых договоров администрация может использовать для ущемления прав работников.
Вопросы насчёт того, как в целом будут выполняться «майские указы» президента и требования министерства по зарплатам, упорно обходились. Но мы довольны хотя бы тем, что А.Б. Повалко чётко отметил, что в следующем году министерство хочет видеть среднюю зарплату преподавателей в 150% от среднемосковской, то есть в итоге на уровне 90000-100000 рублей в месяц. На нашу просьбу ответить нам официально о невозможности повышения зарплат до требуемых уровней ректор разразился какими-то несвязными заявлениями. По ходу оживлённой дискуссии о зарплатах А.Б. Повалко предложил «оптимизировать неэффективные кафедры», на что от нас поступило предложение для начала «оптимизировать неэффективных администраторов», с чем А.Б. Повалко в целом согласился.
4. Насчёт раскрытия статистики по зарплатам в соответствии с коллективным договором. Руководство не нашлось, что сказать. По этому вопросу нам вешают лапшу на уши под видом заботы о персональных данных сотрудников, даже положенное по коллективному договору не сделано, что было наглядно продемонстрировано показом страницы на сайте МФТИ и вызвало справедливое негодование сотрудников института.
5. Профессор Фейгельман поднял вопрос о массовой невыплате зарплат преподавателям на базовых кафедрах. Ректор ничего внятного по этому поводу не сказал, но А.Б. Повалко подчеркнул, что это серьёзное нарушение законодательства и напомнил, что ректор несёт личную ответственность за выплату зарплаты. Была анонсирована дополнительная встреча по этому вопросу. Мы полагаем, что данная тема будет в ближайшем будущем раскрыта.
6. Вопрос про наращивание численности студентов особо не обсуждался. Но руководство завело старую песню про перегруженность студентов МФТИ. Надо, мол, сократить нагрузку на студента, а заодно и на преподавателей нагрузка сократится (или их часть можно будет уволить, мы не поняли точно). Декан ФИВТа В.Е. Кривцов выразил недовольство качеством преподавания в МФТИ и увидел несоответствие уровня наших преподавателей обещаемой президентом в 2018 году зарплате в 130000 в месяц. На что ему резонно заметили, что на свой факультет он понабрал толпу студентов, зачастую совершенно не соответствующих уровню Физтеха, а также деканат ФИВТ совершенно не замечен в принципиальности по вопросам отчисления неуспевающих студентов.
7. Насчёт оптимизации неэффективных административных подразделений вопрос в самом конце встречи удалось озвучить, как отмечено выше. А.Б. Повалко согласился с этой идеей, но предложил одновременно «оптимизировать неэффективные кафедры». Что под этим подразумевалось, осталось тайной. Помимо этого, А.Б. Повалко указал на то, что работники научных лабораторий должны привлекаться к преподаванию и в конце заседания он дал администрации МФТИ полгода на исправление всех недостатков.
Уважаемые коллеги! Из наших требований до конца выполнено пока очень немногое, но прогресс как мы считаем, на лицо. Мы хотим подчеркнуть, что само по себе обсуждение началось только благодаря нашим совместным действиям. Мы считаем, что в ближайшее время будет важно продолжать усилия по ограничению нагрузки и повышению зарплат. Важно добиться ограничения количества студентов в группах и аудиториях. И есть масса прочих задач, стоящих перед преподавательским коллективом, решить которые мы сможем только вместе.