Поздравляем читателей с наступившим Новым годом! Новый год внушает нам надежду по поводу постепенного оттеснения из нашей жизни коронавируса. Но оставляет огромную неопределённость в нашей уважаемой организации, связанную с ожидаемой заменой ректора (или имитацией его замены) и более глобальными процессами, такими как закрытие программы топ-100 и грантового фонда РФФИ.
К программе топ-100 мы вернёмся в конце заметки, а сначала сделаем наш традиционный обзор состояния науки в МФТИ по данным официального сайта. Для сравнения, вот ссылка на предыдущий обзор. Наша методика — старт с посвящённой лабораториям страницы официального сайта и переход по ссылкам с целью определить, заявлены ли в лаборатории какие-то сотрудники кроме руководителей и имеются ли какие-то правдоподобные научные публикации.
Для желающих всё увидеть своими глазами — вот ссылка на таблицу с результатами. В таблице сразу бросается в глаза увеличившееся по сравнению с прошлым годом почти в два раза количество заявленных публикаций за последние два года. Мы скромно надеемся, что руководители лабораторий читают наши обзоры и начали прикладывать усилия по прозрачному представлению результатов своей деятельности.
В этом году несколько поменялось распределение лабораторий, некоторые из них были выведены из подчинения «школ» в специальные «центры», этот процесс начался ещё год назад. Мы прокомментируем интегральные показатели именно по таким крупным «школам» и «центрам».
Первое место с конца занимает аэрокосмическая «школа», в которой признаки научной жизни обнаружены лишь в одной лаборатории. Связано ли это с какой-то физтеховской спецификой или с известным печальным состоянием космических исследований в стране — сказать трудно.
Аналогично, в арктическом «центре» признаки научной жизни обнаружены только в одной лаборатории, хотя количество лабораторий и «подцентров» там выросло по сравнению с прошлым годом. Пока визуально эта деятельность совершенно не оправдывает постройку целого отдельного здания «Физтех-Арктика». Но это не страшно, здание в любой момент можно переименовать (нам не привыкать к переименованиям) и использовать «в мирных целях».
По две лаборатории демонстрируют признаки научной жизни в радиотехнической «школе» и в сформированном недавно «центре» по изучению старения. И если в области радиотехники такое отсутствие видимых результатов можно объяснить традиционной ориентацией этого подразделения МФТИ на секретные военные разработки, то в «центре» старения, похоже, просто происходит стремительный распил финансов под модную тему.
Далее в порядке улучшения результатов идут «школа» прикладной математики, биомедицинская «школа» и «школа» электроники и фотоники. В каждой из этих «школ» признаки научной жизни обнаруживаются в нескольких лабораториях, но большинство лабораторий то ли засекречены, то ли работают вхолостую. В «школе» прикладной математики и информатики научная жизнь замечена в 4-х лабораториях из 21, в огромной биомедицинской «школе» из 37 лабораторий научная жизнь замечена лишь в 14, а в «школе» электроники и фотоники — в 4-х лабораториях из 14.
Достаточно активная научная жизнь замечена в «центре» двумерных материалов и в физической «школе ЛФИ». Более половины лабораторий в каждом из этих подразделений демонстрируют уверенные признаки научной жизни. В общем, это лучшие подразделения, которые имеются в МФТИ с точки зрения научной активности, и занимаются они традиционной для МФТИ наукой — физикой.
Предвосхищая традиционный вопрос в комментариях про лабораторию Артёма Оганова (которая сейчас приписана к двумерному «центру») ответим, что ничего не поменялось. Ссылка с сайта МФТИ ведёт на сайт его лаборатории в Сколково и аффилиации в его статьях — тоже Сколково. Поэтому мы публикации не можем засчитать. Вполне возможно, что и другие завлабы приписывают своим лабораториям публикации без аффилиации МФТИ. На проверку этого у нас просто нет ресурсов, но в комментариях просим осведомлённых читателей сообщать о таких случаях очковтирательства.
Как уже было сказано, в 2020 году закончилась программа топ-100, и будет уместно подвести некоторые итоги. Единственным российским вузом, входящим в топ-100 мировых рейтингов, был и остаётся МГУ, который в этой программе и вовсе не участвовал. МФТИ в топ-100 общего рейтинга не входит (и даже не входит в топ-200), но неплохо выступает в предметных рейтингах в своих традиционных областях: физике и компьютерных науках.
Из всех российских вузов — участников программы топ-100 МФТИ показывает лучшие результаты, но роль программы топ-100 в их достижении не ясна. Не ясна потому, что сильные результаты имеются там, где они имелись и раньше. А, например, обильно развиваемое в МФТИ биологическое направление (37 лабораторий в биомедицинской «школе» и 8 лабораторий в «центре» старения — в сумме треть всех лабораторий МФТИ) пока в рейтингах «не выстрелило».
Конечно, такие результаты программы топ-100 были очевидны всем вменяемым и следящим за темой людям с самого её начала, и нам тоже. Сейчас любопытно вспомнить, что в первых объявлениях о программе топ-100 говорилось о получении вузом финансирования только на условиях замены его руководящего состава на людей, имеющих опыт научной и руководящей работы в зарубежных университетах. С тех пор, наблюдение за постепенной деградацией руководства МФТИ, за замещением на всех должностях сравнительно независимых людей с опытом и авторитетом в предметной области на сервильных администраторов, наводит на мысль, что это, видимо, была единственная здравая идея во всей программе топ-100. Исключение идеи оздоровления руководящего состава вузов сразу превратило программу топ-100, по большей части, в банальный распил финансов по накатанной схеме, осложняемый разбуханием административных штатов.
Перспективы научной деятельности в МФТИ в наступившем 2021 году выглядят крайне туманно. Программа топ-100, из которой в основном финансировались лаборатории, прекращается. В целом научные фонды в стране «оптимизируются» и власть предержащие дают нам понять, что в наше тяжёлое время всего на всех явно не хватит. Вряд ли теперь речь будет идти о вхождении в международные рейтинги, скорее уж о минимальном сохранении приличий и «поддержке штанов».