В процессе обсуждения наших предложений мы часто слышим аргументы от разного рода начальников: «Откуда взять деньги?» Например, на длительный отпуск преподавателей, на гарантии по минимальному размеру зарплаты преподавателя, на индексацию окладов, на трудоустройство и выплату зарплаты тем преподавателям, кого совершенно безобразно оформляют почасовиками по договорам гражданско-правового характера с выплатой в конце года и прочее.
Предлагаем вашему вниманию выполненный нами расчёт по нормативам министерства образования и науки на подушевое финансирование обучения студентов (а также магистрантов и аспирантов) из средств госзадания: 2017 год, 2018 год. Этот расчёт выполнен в консервативных предположениях, что доля победителей и призёров олимпиад среди поступивших в МФТИ не более 24% (коэффициент 1.3, а не 1.7) и отсутствуют надбавки за работу с инвалидами (нет коэффициента 2.0).
Какие ключевые моменты можно отметить:
- Принципиальную роль (коэффициент почти 4) играет «московская прописка» МФТИ. Именно из-за неё даются дополнительные средства на доведение нашей с вами зарплаты до двухкратной средней по региону. Для сравнения, коэффициент для Московской области около 2.4.
- Также МФТИ получает хороший коэффициент за баллы ЕГЭ абитуриентов, процент олимпиадников среди поступивших (см. замечание выше), наличие НИР в объёме не менее 0.5 млн. рублей в год на одного научно-педагогического работника, и наличие не менее 1 публикации в год на одного научно-педагогического работника.
- Из расчёта видно, что примерно 80% от общего объёма госзадания предназначено именно для оплаты труда преподавателей и работников, непосредственно участвующих в учебном процессе (учебно-вспомогательный персонал). Эту пропорцию в смягчённом виде мы предлагаем зафиксировать в коллективном договоре (пункт 11).
- По данным мониторинга показателей вузов (пункт V.22), в МФТИ 392 штатных преподавателя. Конечно, у нас далеко не все штатные, но даже если считать по ставкам (примерно 900 по нашим данным), то на каждую ставку преподавателя в МФТИ приходится около 2.6 млн. денег из госзадания, предназначенных адресно для зарплат преподавателей. То есть 1.72 млн. в год чистой зарплаты после всех налогов и уплаты членского взноса в профсоюз. Собственно, открывая тот же мониторинг, пункт V.28, мы видим объявленную среднюю зарплату штатных преподавателей в 120 тыс. рублей в месяц (до НДФЛ), что косвенно подтверждает правильность вычислений.
- В данном расчёте нигде не участвует требование доводить соотношение преподаватели:студенты до 1:12, о котором часто заявляют представители ректората, намекая на возможные сокращения преподавателей. На самом деле до 2015 года в рамках финансирования по госзаданию МФТИ явно предписывалось иметь это соотношение равным 1:3.
- Этот расчёт касается только средств государственного задания, предназначенных непосредственно на обучение студентов и аспирантов. Средства программы «топ-100», научных грантов, распилов на строительство и ремонт зданий, а также «освоение Арктики» здесь не учитываются.
[Upd] По плану финансово-хозяйственной деятельности на 2018 год, обновлённому в июне 2018 года, госзадание в МФТИ на 2018 год составляет 2.972 млрд. рублей, в хорошем соответствии с приведёнными выше расчётами. Правда выплаты преподавателям обозначены в плане (с учётом начислений на фонд оплаты труда) на уровне 36.5% от объёма госзадания, что крайне далеко от расчёта по нормативам министерства. Видимо, выполнение майских указов (2012 года) в части поддержания уровня зарплат преподавателей уже не считается актуальным.
400 тыс. с одного студента на оплату труда ППС в год. Вычитаем социальные отчисления 30%, остается 280 тыс. А дальше — соотношение. Если соотношение 1/12, то 12 студентов обеспечат зарплату преподавателя за 12 месяцев, то есть средний преподаватель в среднем должен получать 280 тысяч. Если, как Вы пишете, в МФТИ — 1/6, то — 140 тысяч в среднем.
И хорошо бы еще рядом поставить учебный план направления и посчитать среднюю аудиторную нагрузку этого среднего преподавателя, ту нагрузку, что вуз оплачивает.
Аудиторная нагрузка у нас 12-14 часов, это если лекции или семинары. Лабораторные идут как 0.5 условных часа за 1 реальный. Что касается учебного плана и часов в нём, то одно с другим трудно сравнить. Какие-то занятия преподаватель ведёт на два факультета (200-250 человек), какие-то на один (100-150 человек), какие-то на группу (18 человек) или пол-группы (9 человек). А на базовых кафедрах занятия вообще могут идти для 3-5 студентов/магистрантов.
элементарно. В учебном плане группы N стоит 1 пара с группой — считаем 2 часа, стоит 1 пара в двух подгруппах считаем 4 часа, стоит одна пара в потоке из 5 групп, значит за работу с группой N преподавателю будет оплачено 2/5=0,4 часа. И так по всему учебному плану. Лучше посчитать за весь период обучения с фактическим количеством студентов на каждом курсе. Считать оплачиваемую нагрузку лучше на группу — на всех студентов в группе. Посчитали, условно, на 1-4 курсах данного направления учится 90 человек, количество часов, допустим, 5600 часов. 90 студентов — это 90/6=15 преподавателей. 5600/15=370 часов оплачиваемой вузом преподавателю учебной нагрузки в год в среднем. Сравниваем с цифрой в карточке учебных поручений, в индивидуальном плане преподавателя. Долго подбираем литературные слова…
У нас начиная с 3 курса каждый студент фактически по индивидуальному плану учится. Но грубо прикинуть можно так: студент загружен аудиторно примерно 40 часов в неделю. Учебных недель 30 в году, то есть студент даёт 220 рублей (чистой зарплаты после налогов и профсоюзного взноса) за аудиторный час. Если преподаватель ведёт 12 часов в неделю для 18 студентов (самый типовой случай у нас), то получается 47520 в неделю. Если умножить на 30 аудиторных недель в году и размазать на 12 месяцев (как положено при трудовом договоре более чем на год), то будет 118800 в месяц чистыми. В общем, то же самое, что получилось при расчёте по количеству студентов и ставкам преподавателей.
штатные ставки ППС должны составлять не менее 50% (иногда 70%) по образовательному стандарту, хотя с другой стороны у Вас стандарт собственный.
Сомневаюсь в 900 ставок.
40 часов аудиторных в неделю — это очень много. В образовательных стандартах третьего поколения был установлен для большинства нправлений предел 27 часов (без учета физкультуры), в некоторых 32 часа (энергетика). Что в ваших стандартах — надо смотреть.
По типичным расписаниям 1-го курса выходит 38-40 часов: https://mipt.ru/about/departments/uchebniy/schedule/study/
Где-то с 4-го курса аудиторная загрузка студентов становится меньше, но и структура занятий меняется, там уже преподаватель ведёт занятия зачастую для нескольких студентов. Так что в целом баланс выглядит реалистично.
Что касается ставок, то около 400 штатных — это похоже на правду. А всё остальное — это очень нестабильно, потому как преподавателей на базовых кафедрах/специализациях (которые ведут для нескольких студентов) могут и на (нечётко регламентированную) маленькую долю ставки оформить, могут и почасовиком сделать с оплатой в конце года.
Уведомление: » К проблемам высшей школы. Тезисы выступления
Уведомление: Недвижимость и коммунальные расходы | Первичная профсоюзная организация "Университетская солидарность" МФТИ
Уведомление: Финансы МФТИ | Первичная профсоюзная организация "Университетская солидарность" МФТИ
Уведомление: Зачётные единицы в МФТИ | Первичная профсоюзная организация "Университетская солидарность" МФТИ
Уведомление: Цена вопроса | Первичная профсоюзная организация "Университетская солидарность" МФТИ
Уведомление: Физтех-лицей, не путать с физтех-школой | Первичная профсоюзная организация "Университетская солидарность" МФТИ
Уведомление: Навстречу 70-летию. Don’t stop me now! | Первичная профсоюзная организация "Университетская солидарность" МФТИ