Можно уже вполне уверенно говорить о том, что 2018 год (100-летие высшего географического образования) может оказаться не только последним годом географической науки в СПбГУ, но и судьбоносным для всей российской науки и образования. Как мы видим, идёт широкомасштабная атака не только на вузы, институты, научные кадры и перспективные разработки, которые позволяют вывести Россию на ведущие мировые позиции. Война объявлена всем профсоюзам, по-настоящему отстаивающих права преподавателей и научных сотрудников! (ФНПРовские профсоюзы, в подавляющем большинстве действующие на стороне Работодателя, — не в счёт!). Ожидаемый итог президентских выборов 2018г. практически ничего не изменит. Российская наука и образование превращается в полную профанацию.
Типичный пример погрома отечественного образования – ситуация в Институте наук о Земле (ИНЗ). Не так давно из Дирекции ИНЗ стала поступать информация о том, что с 2019/20 учебного года в этом чудесном заведении вводится так называемый «безпрофильный план обучения» студентов (бакалавриат). Что это означает, попробуем разобраться.
Для начала, напомним о том, что насильственным путём (под предлогом оптимизации) эта идея пыталась реализоваться ещё в 2015-16гг., но патриоты-географы во главе с доц. С.А.Хрущёвым приостановили преступные планы «эффективных менеджеров». Широкая публичная огласка, активные действия универсантов сорвали «блицкриг» Аплонова С.В.: кафедры, как основные структурные единицы, трудовые коллективы, образовательные программы, набор студентов на бакалавриат, сами географические науки (включая экологические дисциплины) удалось сохранить. Но реваншисты из числа «эффективных менеджеров» не успокоились. Географию в Санкт-Петербургском Университете, несмотря на заверения первых лиц РФ, воспевающих важность этой науки, как говорится, «заказали». Претворить в жизнь преступное безумие поручено директору ИНЗа проф. Чистякову К.В. Враги к 2019г. планируют:
1. Сократить до минимума количество географических кафедр (вместе с почвоведами пока их – 14);
2. Провести массовые сокращения и увольнения сотрудников-географов;
3. Примитивно «обновить» учебные планы и программы, уже не соответствующие деградировавшему фактическому образованию. Старые, прекрасно себя зарекомендовавшие программы, просто некому выполнять из-за увольнений и ухода квалифицированных кадров;
4. Прекратить набор абитуриентов в бакалавриат;
5. Ликвидировать выездные практики географов;
6. Сократить количество магистерских программ (магистратуру пока решили пощадить!);
7. Разогнать ныне действующий Учёный Совет ИНЗа, заново наполнив его только лояльными персонажами.
И что после этого останется от географии в Университете? Но не слишком ли фантастичный сценарий? Заглянем же в планы кукловодов и на основании анализа имеющейся информации попробуем кратко разобрать диспозицию, сложившуюся к началу 2018 г. на географических кафедрах.
Каф.биогеографии. Прежде одна из лучших (по составу ППС) кафедр, поэтому здесь впервые был опробована акция по «усаживанию» на место зав.кафедрой недалёкого по интеллекту и научным достижениям, но нужного и исполнительного персонажа (сейчас это доц. А.Егоров). Кадровый состав ускоренно деградирует, а после ухода последних профессионалов и в силу «непопулярности у студентов» кафедру планируется ликвидировать.
Каф.геоморфологии. По разным причинам смена поколений преподавателей не была проведена. Новое руководство (проф. В.Кузнецов) ведёт активную работу, однако лояльность дирекции ИНЗа сыграет злую шутку с кафедрой, несмотря на то, что в последние годы кафедра у студентов пользуется спросом. Планируется «слить» геоморфологию с одной из геологических кафедр (например, каф. осадочной геологии).
Каф. землеустройства. Немногочисленная по составу и студентам кафедра, однако дисциплины, предлагаемые студентам, нужны трудоустраивающимся выпускникам. Лояльность руководства (доц. Алиев) позволяет иметь некоторые перспективы (не ликвидируют полностью), но кафедру планируют присоединить к «Туризму» (или куда пожелает руководство ИНЗа).
Каф. эконом.географии. Состав ППС в целом сохранился, возможно, лишь благодаря почти абсолютной лояльности Дирекции. Кафедру не смутило, что её довольно безапелляционно переместили с многолетнего «места дислокации». Вполне возможно, кафедру ждёт слияние с каф.физ.географии, хотя предмет исследований принципиально различен.
Каф. РППГ. Студенческое сопротивление зародилось именно здесь, но после увольнения лидера географов-патриотов С.А.Хрущёва многое изменилось. За деятельностью кафедры внимательно следят, потому что на кафедре традиционно присутствует раскованная и творческая атмосфера. Сколько удастся продержаться «политрегам» сказать сложно, но в планах «захватчиков» «слить» кафедру с экономгеографами, а дальше… (См. предыдущий абзац).
Каф. физгеографии. «Родное гнездо» нынешнего директора К.В.Чистякова, но состав кафедры неоднороден, 100-% поддержку проводимой политике сотрудники не высказывают. По сути, это единственная кафедра, которой обещают «жизнь». Правда, «обещают», это не значит, что всё так и будет.
Каф.картографии. Уникальный по составу и профессионализму коллектив (таких специалистов в Петербурге практически не найти), выпускники востребованы на рынке труда. Казалось бы, ничто не должно мешать развитию кафедры, но в планах «эффективных менеджеров» ликвидация кафедры, по формальным признакам (публикации в иностранных журналах, гранты и прочая ерунда). Несмотря на то, что кафедральные разработки имеют оборонное значение.
Каф. страноведения. Типичная географическая кафедра, куда стремились попасть студенты. Нелояльность и единая позиция на проводимые деструкционные изменения, плюс «выбивание» с кафедры направления «Туризм» сводят шансы выжить в ИНЗе к минимуму.
Каф.океанологии. Несмотря на успехи сотрудников, кафедра – кандидат №1 на «исключение из списка». Отстранение от должности зав.каф. Ионова В.В., непрекращающиеся попытки лишить кафедру студентов, нелепая по сути и абсурдная по содержанию история с лодками – малое из того, что пришлось пережить кафедре за годы существования ИНЗа. В планах АДминистрации – «слить» кафедру в единую «Гидрометеорологию», а впоследствии «растворить» где-то в Физгеографии.
Каф.гидрологии суши. Одна из успешных кафедр, пользуется интересом у студентов. В целом, нейтральная позиция на проводимые «реформы». Предполагается, что в эту кафедру первоначально «сольют» остатки океанологии и климатологии.
Каф.климатологии. Ещё один реальный кандидат на сокращение. Сотрудники достаточно активно реагировали на деструкционные «новации». Кафедру традиционно лишают студентов (бакалавриат), а зав.каф. Священников П.Н. больше склонен к созерцанию, нежели к активным действиям. Перспектива – См. предыдущие 2 абзаца.
Каф. геоэкологии. В целом, работоспособный коллектив, но нуждается в притоке свежих идей и молодых сотрудников. Студенческий интерес к кафедре – не самый высокий. Осторожная позиция на перемены даёт какие-то шансы на выживание. В планах Дирекции «слить» геоэкологов с каф.экобеза и возможно с каф.экологической геологии.
Каф. экологической безопасности. Одно из главных ядер сопротивления в совсем недавнее время. В настоящее время в связи с этим ППС кафедры практически разгромлен (массовые увольнения ведущих преподавателей, уничтожение химико-аналитической лаборатории и системы полевых практик, уход из жизни проф. В.В.Растоскуева). Интерес к кафедре у студентов быстро снижается. Этому способствуют такие обстоятельства как высокая степень профанации образования на кафедре после ее «оптимизации», прекращение проведения качественных полевых практик и т.д. «Руководителем» кафедры поставлен недальновидный, чуждый для университета, не знающий его традиций, но всецело послушный администрации доц. Н.Бобылёв, которого (за его послушность) в Дирекции ИНЗа откровенно презирают, а за некоторые его другие качества презирают и студенты. Будущего у кафедра нет, по-видимому, будет «слита» с геоэкологами.
Каф.почвоведения. Главой кафедры «выбран» свой (послушный) человек, стало быть, перспективы у коллективы весьма туманны. Почвоведы и так находятся «вне закона» – упоминания о них нет в Положении об ИНЗе. К тому же, почвоведение, относящееся к разделу «Биологические науки», никак не вписывается в концепцию «наук о Земле».
Дополнительный грустный момент состоит в том, что сохранившиеся количество кафедр и, несмотря на увольнения активистов, кафедральные коллективы, – заслуга не руководителей ИНЗа, а плод протестных действий и настроений, получивших широкую публичную огласку. И не все ныне работающие сотрудники это понимают! Но, поскольку карательный план принят на вооружение, отступать от поставленных преступных задач в Дирекции ИНЗа не намерены. В конце концов, почти три десятка кафедр для руководителей ИНЗа, склонных к простым решениям, не то, для чего создавали авторитарную конструкцию института. С большим разнообразием научных направлений АДминистраторам, лихо разворовывающим бюджетные средства и разрушающим отечественное образование, совладать тяжело. Да и ни к чему!
Судя по всему, мечтой «эффективных менеджеров» является такая структура, под которую будут выделяться бюджетные средства (причём, контроля и надзора никакого!), но в ней не будет ни кафедр, ни лабораторий. Под набранный контингент обучающихся будут набираться «с улицы» лекторы и преподаватели, «…требования к которым будут только возрастать…». Зачем готовить молодых специалистов, развивать кафедральные коллективы, сохранять научные школы и традиции, когда (как считают в ФГБОУ ВО СПбГУ) по зову из Ректората прибегут страждущие дать «знания»? Бе всякого сомнения, эта абсолютно беспочвенная и идиотская позиция свойственна именно «эффективным менеджерам». Когда же они, как говорят в народе, перебесятся?!
Но неумолимое развитие событий может привести к той данности, которую рассмотрел историк И.Г.Ермолов в своём труде «Школьное и профессиональное образование на оккупированных территориях РСФСР», Вопросы истории, №12, 2009, с.44-52., а именно:
«…В лучшем случае на базе вузов создавались курсы по подготовке специалистов, в основном сельскохозяйственного и промышленного профиля. Так, на базе Смоленского сельскохозяйственного института открылись курсы агрономов. Лекции читали как неэвакуировавшиеся профессора и доценты сельхозинститута, так и посещавшие Смоленск специалисты из Германии. Первый набор слушателей прошел 2-х месячный срок обучения (с ноября 1942 г. по январь 1943 г.), который затем сократили до одной недели. Подобной реорганизации подверглись и другие вузы на оккупированной территории РСФСР, поэтому применяемый по отношению к ним в коллаборационистской печати термин «ИНСТИТУТ» (Выделено нами. Прим.) не отражал действительного состояния этих учебных заведений».
P.S. Нам бы очень хотелось ошибиться в прогнозе развития ситуации в так называемом Институте наук о Земле.