Прошедший семестр был богат новостями о локдаунах и других событиях, связанных с пандемией. Но не особо богат сюжетами, связанными с жизнью института. Не особо интересно (хоть и знаменательно) было изменение состава наблюдательного совета МФТИ. Впрочем, обсуждать, куда и как высшие силы двигают кровати в наблюдательном совете, находится несколько за пределами нашей компетенции. Куда интереснее нам кажется другая постепенно развивающаяся история, а именно — правки устава МФТИ.
Мы выкладываем новую версию устава, чтобы читатели могли её оценить самостоятельно. Если, конечно, смогут продраться сквозь нагромождение бюрократических оборотов. А от себя добавим некоторое «толкование» происходящего.
1. Переформатирование учёного совета, который у нас не очень-то и учёный. Учёный совет МФТИ лишится основной части полномочий финансово-хозяйственного толка. Эти полномочия перейдут к некоему «совету выпускников», который будет новым управляющим органом института (см. п. 4.3 проекта устава), но о нём ниже. В сам учёный совет войдут «по должности» ректор, президент (то есть бывший ректор), представитель (какого-то) профсоюза и председатель совета обучающихся. Все прочие члены учёного совета будут избирать «конференцией».
Уменьшение доли входящих в учёный совет «по должности» — это явный плюс. Но, отметим, что представители разных бюрократических подразделений наверняка пролезут в учёный совет. Вероятно, такие крупные эксперты в науке и образовании, как представители всяких «департаментов делопроизводства», никуда не денутся. Как гласит пункт 4.48, заниматься учёный совет будет научно-педагогическими и кадровыми вопросами. Ну и присвоением разных почётных званий.
2. Интереснее новый орган — «совет выпускников». По пункту 4.62 проекта устава, он будет заниматься финансово-хозяйственной деятельностью. Формироваться он будет, судя по всему, ректором и наблюдательным советом. Кто в него войдёт, не вполне понятно, да и как он будет функционировать — пока скрыто туманом. Осторожно предположим, что в него войдут видные члены Физтех-союза, входящие в список Forbes предприниматели, и аналогичные деятели.
3. Появится ещё один совещательный орган — «совет по науке». Он обозначен как «коллегиальный орган, осуществляющий общее руководство университетом в области научной политики». По всей видимости, речь идёт о научных лабораториях МФТИ. В соответствии с п.4.59 проекта устава, совет по науке вправе принимать локальные нормативные акты. Видимо, научные вопросы будет решать именно этот орган, хотя и учёный совет какими-то полномочиями в области науки располагает. Как и из кого будет формироваться совет по науке, новый устав нам не сообщает.
Ещё нашим читателям — сотрудникам МФТИ, видимо, будет любопытно узнать, когда же они (или их представители в действующем учёном совете) успели за столь революционный документ проголосовать. По нашим сведениям, данный проект устава был продемонстрирован около месяца назад учёному совету (откуда и попал окольными путями к нам), а затем наблюдательный совет МФТИ без особых вопросов данный документ одобрил и перенаправил учредителю. То есть министерству образования и науки, которое и решит, жить ли МФТИ по такому вот уставу или нет. Короче говоря, преподаватели могут не беспокоиться, все решения были и будут приняты за них.
Хотим ещё более коротко резюмировать наш обзор этого документа:
1. Урезание списка членов учёного совета, входящих в него по должности — это безусловный плюс. Отсутствие квалификационных требований к его членам — столь же явный минус, который приводит и будет приводить к наводнению учёного совета армией бюрократов без понимания обсуждаемых вопросов и без своего мнения.
2. Перевод финансовых полномочий в совет выпускников был бы интересен, если бы мог привлечь определенные финансовые средства в, скажем, эндаумент МФТИ. Но нетрудно посмотреть, что в эндаументе лежит на данный момент примерно $10 000 000. Что эквивалентно около $600 000 процентных доходов в год, то есть объёму финансирования одной-двух лабораторий в МФТИ. Эти цифры наглядно показывают общие масштабы заинтересованности выпускников и бизнесменов в финансах МФТИ, в участии в «совете выпускников» и аналогичных тусовках.
3. В долгосрочном плане передача финансовых полномочий странным органам типа «совета выпускников» — это мина замедленного действия. Потому что это ещё более удаляет преподавателей и научных работников МФТИ от какого-либо контроля и мониторинга расходования средств вообще и фонда оплаты труда в частности.
4. Создание совета по науке — может быть и плюс, если в него войдут крупные учёные, а не те бюрократы, которые сейчас занимаются научной политикой в МФТИ. Случится ли так, или же выйдет как всегда — пока неясно.
Каждый читатель может сделать из этого всего свои выводы. Предлагаем вам в комментариях или на нашу почту накидать вопросы по новому уставу. Мы планируем предложить руководству МФТИ провести открытую встречу с сотрудниками для обсуждения этих вопросов. Если мы и не сможем повлиять на эти процессы, то хотя бы попробуем понять, к чему они ведут и чем это нам будет грозить.