На сайте Индикатор появился текст о мудрых начальственных идеях. Нам, преподавателям, приходится внимательно следить за спускаемыми сверху концепциями, так как в будущем они могут больно ударить нас по незащищённым частям тела. Этот же текст хочется прокомментировать и немного даже с ним пополемизировать.
Начнём с цитаты: «Чтобы перейти от старого образования к новому, необходимо преодолеть ряд барьеров — технологических, кадровых, даже моральных.» Такой откровенности мы ещё не видели, моральные барьеры, оказывается, надо преодолевать!
Ещё цитата: «Образование в университетах могло бы сильно улучшиться из-за устройства в качестве преподавателей практиков, которые зачастую не имеют научных степеней и званий, требуемых по профстандартам.» Да уж, практиков распила госбабла сейчас развелось так много, что учёные со степенями и званиями в университетах им только мешают.
Также критикуются ФГОСы, из-за которых «у ректоров зачастую не остается пространства для маневров». МФТИ уже от ФГОСов отказался в пользу собственных образовательных стандартов, и наш ректор (вместе с директором Евсеевым) уже вовсю маневрируют на потеху публике.
Потом внезапно озвучена здравая идея о замене аккредитации и лицензирования мониторингом, кроме тех случаев, когда дело по мониторингу совсем плохо и надо в самом деле проверять бумаги.
Ещё одна здравая мысль, что затраты на одного исследователя в РФ в четыре раза меньше таковых в США или даже в Китае. Но вместо очевидного вывода, что надо бы повышать эти самые затраты или хотя бы выполнить «майские указы» 2012 года о доведении зарплаты преподавателей и научных сотрудников до 200% от средней по региону, авторы статьи пишут: «Вывод очевиден: необходимо выходить на мировой уровень активнее, создавая востребованную научную продукцию.» Совершенно не ясно, где же деньги, и откуда возьмутся стулья, то есть эта самая «научная продукция».
Потом понеслись какие-то странные заявления о необходимости добавления «компетенций» в аспирантуре. Сейчас в аспирантуре уже достаточно всяких философий, иняза, социологии, педагогики и прочего, из-за которых (а также из-за нищенских стипендий) студенты предпочитают даже слабенькие зарубежные аспирантуры российским. Начальство предлагает эту маразматическую ситуацию далее усугубить, а авторы статьи бьют тревогу, что с 2012 года количество защит в аспирантуре уже упало в два раза.
Сказано о мобильности научной карьеры, которая в РФ и в самом деле низкая. Правда, про «деньги и стулья» опять забыли, а уж проблему мобильности без денег никак не решить.
Потом идёт длинный раздел об управлении и его эффективности. Оказывается, ректорам очень мешают всякие законы и нормы, а также органы коллегиального управления в вузах. Написано, что «учёные советы стали почти профсоюзами», хотя в МФТИ, как мы знаем, ровно наоборот, «учёный совет» борется с профсоюзами. Ректора питают надежды только на «наблюдательные советы». У нас в МФТИ один такой тоже есть, там учёные и преподаватели представлены в едином лице Константином Новосёловым, остальные «наблюдатели» — разного рода чиновники и примкнувшие к ним бизнесмены.
Преподавателям сулят «промежуточные контракты», то есть видимо что-то худшее, по сравнению с теперешними пятилетними или краткосрочными позициями. Ректоров же, наоборот, предлагают продлевать неограниченно решением наблюдательного совета, ибо «так меньше опасность, что после смены лидера успешная стратегия потерпит крах».
В конце идёт пара абзацев философских пассажей, смысл которых уловить крайне трудно. Вот такие вот веяния сверху, читаем и принимаем к сведению.
Уведомление: Навстречу 70-летию. Don’t stop me now! | Первичная профсоюзная организация "Университетская солидарность" МФТИ