В выступлениях начальства разного уровня мы часто слышим о необходимости радикальных изменений в преподавании университетских курсов, разгрузки студентов, увеличения количества студентов на одного преподавателя, замены преподавателей студентами старших курсов, полного вытеснения преподавания в онлайн. Эти настойчивые требования зачастую не имеют никаких рациональных объяснений, но очень часто в их поддержку приводятся аргументы о том, что «в вузах топ-100 преподавание именно так и устроено».
Для здравого анализа начальственных инициатив мы предлагаем обзор устройства учебного процесса в MIT, который входит не только в топ-100, но и в топ-5 рейтинга Times Higher Education. Обзор сделан на примере преподавания математики, информацию собирал аспирант MIT и бывший студент/аспирант МФТИ Алексей Балицкий.
Лекции
Лекции (очные) в MIT читаются профессорами или (реже) инструкторами, которые не обязаны заниматься наукой; иногда лекции в аспирантуре (graduate study) читают постдоки-исследователи. Формально программы не сильно отличаются от того, что можно увидеть в российских университетах и в МФТИ. Для студентов, собирающихся заниматься sciences (физика, химия, биология) или стать инженерами изложение этих программ не очень строгое, доказательство может не даваться или даваться на уровне идеи, делается упор на практическое применение математики. На лекциях могут прокручиваться анимации, которые профессору делают аспиранты. Конспекты своих лекций лекторы, как правило, выкладывают на сайт MIT.
Для студентов, специализирующихся на математике, программы более похожи на российские, есть даже более продвинутые варианты (в духе программ для ФОПФ и ФИВТ в МФТИ). Лекции идут примерно по три астрономических часа в неделю.
Программы курсов можно найти на ocw.mit.edu.
Семинары (recitations)
По назначению семинары в MIT аналогичны семинарам в МФТИ – на них разбираются задачи, аналогичные задачам в домашнем задании. Ведут их аспиранты (graduate students), работающие над своими диссертациями, количество которых в отделе математики MIT где-то в два раза больше количества профессоров (данные о составе работников математического отдела есть на сайте math.mit.edu).
Однако на практике семинары в MIT отличаются от семинаров в МФТИ, на них выделяется лишь час в неделю, поэтому их приходится проводить определённым образом. Преподаватель выступает на семинаре по отрепетированной программе, студенты не выходят решать задачи к доске, но могут отвечать с места на блиц-опросы или решать голосованием, какие именно задачи преподавателю стоит разобрать. В группе на семинаре обычно записано 20 человек, реально ходят около 10. Посещение необязательно, обязательно лишь написание контрольных и сдача домашнего задания.
Приёмное время (office hours)
Некоторое время преподаватель семинаров должен находиться в определённой комнате для ответа по вопросы студентов, если таковые имеются. Это длится от часа до полутора, если все студенты получили ответы на свои вопросы, преподаватель может уйти раньше.
Домашнее задание
Домашнее задание также проверяется аспирантами (координирует эту работу ведущий курс профессор), к проверке домашнего задания аспиранты допускаются раньше, чем до очного преподавания. Задание довольно объёмное и обычно аспиранты тратят довольно много времени на эту работу. Политика MIT состоит в том, что нельзя нагружать аспиранта работой более чем 20 часов в неделю (включая приёмное время и проверку домашнего задания). Факультет математики имеет своё внутреннее неформальное соглашение, что нагрузка всё же не должна быть больше 12 часов в неделю в среднем (включая приёмное время и проверку домашнего задания).
В целом в MIT ощущается нехватка аспирантов-математиков для ведения семинаров, приёма и проверки домашних заданий. Это особенно заметно в сравнении с аспирантами других факультетов: математик в процессе аспирантуры обычно преподаёт 8–9 семестров, а аспирант-лингвист или аспирант-химик – только один семестр.
Онлайн-образование
Программы курсов и списки задач для домашнего задания находятся онлайн (на ocw.mit.edu). Видео лекций тоже зачастую выкладывается на сайт. Однако на настоящее время не замечено каких-либо тенденций, чтобы использование этих онлайн-материалов сокращало необходимость в очном преподавании или проверке домашнего задания.
Как было написано выше, реально на семинары ходит около половины студентов, оставшиеся решают домашнее задание и пишут контрольные самостоятельно. Наверняка работающие самостоятельно студенты используют онлайн-материалы, но пропорция посещающих очные занятия с появлением онлайн-материалов не сильно меняется.
Экзамены
Экзамены в MIT, как и везде в США, исключительно письменные, как правило в середине семестра даётся одна контрольная и ещё одна даётся в конце. По смыслу задачи похожи на задачи, дающиеся в МФТИ по аналогичным темам, хотя выглядят намного менее технично.
Плата за обучение
В бакалавриате студенты MIT оплачивают своё обучение в размере около $50,000 в год. Около трети из них при этом получают гранты, полностью покрывающие плату за обучение (см. сообщение в новостях news.mit.edu). В аспирантуре (graduate study) аспирант ничего не платит, а наоборот, получает около $30,000 в год (из которых около 20% уходит на уплату налогов), в эту сумму входит и оплата его преподавательской работы начиная с третьего семестра аспирантуры.
> увеличения количества студентов на одного преподавателя
> [skip]
> Эти настойчивые требования зачастую не имеют
> никаких рациональных объяснений
Есть объяснения. [https://vz.ru/news/2012/2/14/561371.html] :
> Путин подчеркнул, что по нормативам на одного
> преподавателя должно приходиться 10 студентов,
> а сейчас это соотношение составляет один к четырем-пяти.
> «Призываю вас подумать над этим и двигаться в сторону
> нормализации», — сказал Путин, передает «Интерфакс».
Что за «нормативы» были в феврале 2012 года мне неизвестно.
По официальной статистике http://indicators.miccedu.ru/monitoring/_vpo/inst.php?id=161
в МФТИ 6240 студентов и 402 преподавателя. Соотношение 15:1, все нормативы выполнены и перевыполнены.