В пятницу в институте появилось большое количество наклеенных на различные плоские поверхности стикеров с текстом «Как же так, ректор Кудрявцев?» В группе «Физкек» вконтакте появился текст с достаточно чётко сформулированными претензиями, к которым видимо и должны были привлечь внимание эти стикеры.
Основные проблемы, на которые обращают внимание авторы текста, таковы:
- Бюрократическая суета вокруг пожарной безопасности;
- Принуждение к голосованию за «традиционного» кандидата;
- Закрытие читальных залов в ночное время;
- Уничтожение факультетов и замена их аморфными физтех-школами;
- Закрытие доступа в общежития для студентов, не оплативших проживание в общежитии.
Резюмированы эти соображения так (орфография изменена):
«Я не хочу сумасшедшего монарха во главе МФТИ. Я не хочу, чтобы через два года ему на смену пришёл другой псих, который бы уже знал, что на Физтехе можно так. Я хочу, чтобы с моим мнением считались. Я хочу, чтобы любое серьёзное решение администрации проходило одобрение МКИ, а также деканатов и студсоветов факультетов, которых оно касается. Я хочу, чтобы объединение факультетов произошло как минимум через год, если окажется, что оно действительно полезно. Я хочу учиться в лучшем техническом вузе страны.»
Мы часто повторяем, что у нас хорошие студенты. Сейчас можем констатировать, что студенты у нас в институте, не просто хорошие, а замечательные.
С одной стороны, Физтех достаточно выгодно выделяется на фоне многих других университетов. По сравнению с ними у нас относительно демократично устроенный университет, и режим управления, установленный у нас, выгодно отличается от многих других заведений. Примерно как просвещенный абсолютизм от феодализма времён темного средневековья. Впрочем, наш ректорат пусть и медленно, но дрейфует именно в сторону феодализма.
Все упомянутые студентами проблемы действительно имеют место. Как, впрочем и некоторые другие, не столь заметные студентам. Это и проблемы отсутствия в МФТИ бессрочных контрактов, и немаленькая загруженность преподавателей, и неэффективно функционирующая бюрократия, и кулуарно распределяемые деньги.
Но главный корень всех этих проблем — это отсутствие выборности руководителей, нормально работающего самоуправления, бесправие преподавателей и студентов, низкий уровень академической свободы в целом. Выборы заведующих кафедрами переведены на уровень учёного совета; конкурс на занятие преподавателями временных должностей (а постоянная должность у нас на весь институт только одна) переведён на уровень учёного совета. Решения, о которых руководство института обязано информировать наш профсоюз, до нашего сведения не доводятся (именно поэтому до сих пор нет никакой внятной информации об упразднении факультетов), мнение студентов и преподавателей по самым важным вопросам не учитывается.
Тут крайне характерен пример с закрытием корпусов института в выходные и ночное время. Ничего не стоило провести разумные консультации с заинтересованными сторонами и найти приемлемый для всех выход. Вместо этого фактически на пустом месте разгорелся конфликт. То же самое касается и других вопросов жизни института.
Мы готовы и будем сотрудничать со всеми, кто хочет видеть Физтех сильным, современным университетом. Мы будем и дальше бороться за права преподавателей и академические свободы. Вместе (и только вместе!) мы можем сохранить былое величие Физтеха и приумножить его.
1. Расклеивать стикеры это, конечно, хорошо.
В данной ситуации студентам/преподавателям необходимо создать
страницу в инете по сбору подписей против объединения факультетов
и создания физтех-школ (типа: https://www.change.org/).
2. Максимально разрекламировать эту страницу на всех ресурсах:
в группах каждого факультета во всех соц. сетях (ВК, фейсбук и т.д.),
написать об этой акции в газете «Троицкий вариант» (http://trv-science.ru/) –
ее читают много научных работников-физтехов,
написать об этом на сайт «Физтех-Союза» (http://phystech-union.org/)
— сайт выпускников Физтеха и др. ресурсах.
3. После сбора подписей можно будет подать коллективную жалобу одновременно в Минобрнауки, Рособрнадзор, РАН, наблюдательный совет МФТИ.
4. Необходимо подключить все сообщества Физтеха к этому голосованию (сбору подписей), а именно:
выпускники (это огромная сила), сотрудники всех базовых кафедр, преподаватели, студенты и аспиранты.
5. Параллельно с этим можно от лица любого частного лица, группы лиц, МКИ и проч. подать заявление
в прокуратуру (по месту регистрации МФТИ) на предмет проверки финансовой деятельности «левых» кафедр
(типа тиньков-банка и многих других частных фирм) и правомочности их создания на Физтехе.
Любая такая проверка автоматом останавливает любую реорганизацию юр.лица на время проверки.
Здесь вопрос простой: почему за государственные деньги частные фирмы готовят в свой
в штат будущих сотрудников? Вряд ли тиньков оплачивает труд преподавателей
кафедр высшей математики, общей физики и многих других.
В чем здесь интерес государства в лице МФТИ и собственный интерс Физтеха как ВУЗа?
Или это интерес каких-то частных лиц?
6. Кудрявцев говорит: «… для повышения эффективности института нужно переходить
к школам — это позволит объединить научные лаборатории, которые сейчас появились в кампусе,
и традиционное образование, которое дает МФТИ.»
Это ложь!
В России есть огромное кол-во институтов и универов, где кол-во студентов,
факультетов и лабораторий очень сильно больше , чем в МФТИ (например, МГУ),
но ректоры этих ВУЗов не занимаются подобной ерундой с объединением факультетов в школы.
Цель у объединения с назначением директоров школ одна – подмять все под единоличное управление.
Нельзя этого допустить!
7. Акцию по сбору подписей надо сделать максимально разрекламированной, публичной и гласной.
Гласность — вот главное оружие во всем этом процессе!