Руководство МФТИ вообще и ректор Н.Н. Кудрявцев в частности нечасто радуют нас содержательными монологами от первого лица по актуальным вопросам жизни Физтеха, а также науки и образования вообще. Сотрудники МФТИ привыкли видеть обычно вырванные из контекста цитаты наших руководителей в переложении пресс-службы МФТИ. Многие члены нашего профсоюза, помимо достаточно пространного монолога ректора, приведённого в стенограмме заседания «учёного» совета МФТИ от 26 июня 2018, помнят лишь любимые высказывания Николая Николаевича про то, что «не надо выносить сор из избы» и «деньги любят тишину».
И вот 22 марта на сайте «Индикатор» появилась (почему-то в разделе «Физика») статья ректора Кудрявцева, выражающая его взгляд на образовательный и научный процесс. Естественно, мы рекомендуем её к вдумчивому прочтению. Она хоть в какой-то мере публично приоткрывает те идеи, которые витают в головах руководителей Физтеха. Мы сами тоже прочитали её и хотим поделиться теми мыслями, которые указанная статья нам навеяла. Статья изобилует ссылками на заветы, ветхие и не очень, содержит обязательные инновационные термины «high класс», «трек» (естественно, современнейший), «тренд» (естественно, мировой) и т.п. Поэтому мы, насколько в наших силах, попытаемся сохранить стилистику статьи в нашем анализе.
High end по заветам Капицы. Статья начинается с предъявления священных коров. Именем отца-основателя Петра Капицы освящается синергия фундаментальных, прикладных и инженерных наук. Первые два абзаца призваны погрузить читателя в непоколебимое спокойствие: отца-основателя П.Л. Капицу мы помним, пропорция учреждений РАН в структуре баз Физтеха такая же, как 60 лет назад, а «high класс» (что бы это ни значило) показывает, что наши исследования высококлассны и понятны иностранцам как минимум наполовину.
Но читателю не следует расслабляться. Ибо уже в третьем абзаце мы читаем: «Чем раньше студенты увидят реальную задачу, тем эффективнее они будут. Такое погружение в науку начинается уже со второго курса…». Но способны ли второкурсники понять реальную научную задачу? Именно реальную, а не научпоп на актуальную тему. Нам представляется, что в подавляющем большинстве случаев это едва ли возможно. Чтобы осознать нелепость тезиса про «чем раньше…», можно применить то, что называется reductio ad absurdum. Давайте усилим высказывание ректора Кудрявцева и предложим сразу погружать талантливых школьников в решение научной задачи. Зачем терять время во всяких университетах, если талант уже подтверждён 298-ю баллами по ЕГЭ и дипломом победителя олимпиады «Физтех»? Талант есть – вперед! В таком виде понятно, что такое погружение практически невозможно. Можно, конечно, быстро научить первокурсника хорошо мыть пробирки или быстро заказывать пиццу своему научному руководителю, однако это не есть настоящий научный процесс. Но тогда возникает закономерный вопрос: а когда собственно студент должен заниматься наукой? И какой багаж или, лучше сказать, бэкграунд он должен для этого иметь? Вероятно, на это могут ответить только учёные-эксперты. Про них идёт речь ниже.
У руля, или кто определяет политику. «Учёные … активно участвуют в жизни Физтех-школ, в советах и множестве других наших общественно-профессиональных объединений, связанных с учебным процессом, формируют учебную программу». Начнем с самого главного объединения учёных в МФТИ, которое может на что-то влиять, – «учёного» совета МФТИ. Предлагаем каждому посчитать число учёных в этом органе и убедиться в их подавляющем меньшинстве. И подавляющем большинстве администраторов, назначаемых лично ректором. На этом фоне все другие «объединения учёных» МФТИ не более чем клубы по интересам, которые не имеют никаких значимых административных, и тем более финансовых, рычагов. Ибо все их содержательные решения должен утверждать не очень-то учёный «учёный» совет МФТИ. Например, даже учебная программа иногда формируется вовсе не учёными или экспертами, а аспирантом 2-го года Жестковым, который вероятно гораздо «рульнее» замшелых преподавателей с разных кафедр.
Далее ректор Кудрявцев приводит пример, что в Физтех-школе прикладной математики и информатики «IT-компании определяют многое — от факультетского до институтского цикла». На это мы можем спросить у руководства МФТИ только одно: каков финансовый вклад этих самых, в основном частных, IT-компаний в подготовку студентов? Если они стопроцентно финансируют подготовку студентов по нужным им специальностям, то это нормально и может только приветствоваться. Но если эти IT-компании получают себе специалистов за государственный счёт, причем заточенных строго под свои задачи, то такой «учебный процесс» вызывает многочисленные вопросы. Во-первых, где же здесь «рулят учёные»? И во-вторых, собственно, главный вопрос: почему российский государственный бюджет этот процесс должен финансировать?
Форма меняется – лекции отменяются. После успокоительного текста про успехи биотеха на Физтехе, которые по данным сайта МФТИ более чем скромные, и заходов про «треки дифференцированного образования» ректор Кудрявцев решается сообщить нам, вероятно, самое главное: «Лекции — далеко не основная форма образования». Ну то есть вот именно так и никак иначе. И правда, зачем скучные лекции, если можно и без них? «В будущем лекции, в классическом понимании, станут виртуальными». По-русски это можно сказать так: «В будущем лекций не будет». Это действительно очень сильное заявление, поскольку, как нам известно, ни один из серьёзных вузов в мире пока от лекций не отказался. Мы напоминаем, что уже неоднократно высказывались по проблеме лекций, см. например заметку в «Троицком варианте». Специально для Николая Николаевича и других апологетов онлайн-активности мы хотим дать ссылку на разговор безусловно главных персон в высшем образовании России: министра Котюкова и ректора МГУ Садовничего. Обратите внимание, что по их мнению «наставничество» – краеугольный камень российского образования, и никакой онлайн его заменить не может. На том стоим.
Don’t be afraid, it’s only business. Удивленный читатель может спросить: почему наукой надо заниматься со 2-го курса, почему «учёный» совет МФТИ вовсе не учёный, почему лекции не нужны и так далее? Оставаясь в рамках повестки статьи, невозможно получить рационального ответа на эти вопросы. Но мы попробуем иначе.
Для выявления возможных аргументов нам надо выйти на метауровень, а именно, на уровень финансовый. Нам известно, что затраты государственного бюджета на обучение бакалавра МФТИ в 2018 году составляли около 377 000 рублей в год. При этом научный руководитель получает, по нашим сведениям, 25 000 рублей в семестр за научное руководство, т.е. 50 000 рублей в год плюс ещё 30.2% налогов. Итак, если кинуть студента на полный онлайн и научного руководителя, то с каждого студента, например 4 курса, можно поиметь более 300 000 рублей в год чистого дохода.
На 1–3 курсах студенты слушают лекции, посещают практические занятия и имеют ещё много чего малоинновационного и необоснованно затратного. А если всех студентов младших курсов перевести на полный онлайн и дать им за 50 000 рублей в год научного руководителя, и где-то на 50 000 нанять тьюторов — студентов старших курсов по методике, опробованной аспирантом Жестковым, то остаётся почти 250 000 рублей в год. Как видим, с экономической точки зрения игра вполне стоит свеч.
Что мы можем предложить в противовес? Например такой вариант: если студент бакалавриата получает научного руководителя и лишается всего остального преподавания, то практически всё бюджетное финансирование на обучение этого студента должно переходить к его научному руководителю, за мелким вычетом накладных расходов МФТИ порядка 10—20%. Это серьёзно оздоровит ситуацию и позволит Николаю Николаевичу написать новые хорошие статьи о пользе лекций и вообще классического подхода к образованию.
На сайте МФТИ есть ваш раздел с указанием приемной https://mipt.ru/profkom/
Не путайте, это не наш раздел, а раздел подконтрольного ректорату профсоюза. Но ссылка на наш сайт есть в левой колонке, ректорат таким образом начал формально исполнять требования закона.
А когда будет переезд в данную указанную комнату на сайте?