В газете Троицкий вариант вышла статья активного члена нашего профсоюза Андроника Арутюнова. Она навеяна оживившейся в последнее время (в том числе в МФТИ) пропагандой «онлайн-образования», «перевёрнутого класса» и прочих сравнительно законных способов сильно сократить профессорско-преподавательский состав университетов. Рекомендуется к прочтению и обсуждению.
ИМХО эти видеоролики — это просто новый формат учебника. Просто такой видеопересказ материала. Дело в том, что современная молодёжь, вследствие реформ образования, практически не в состоянии читать сколько-нибудь длинный текст, не говоря уж о сосредоточении на прочитанном. Поэтому, видимо, и предлагается использовать упомянутый вариант с видеопересказом.
Лекции видеоролики, конечно же, не заменят. Дело в том, что студент на лекции (даже если он не задаёт вопросов) — это участник происходящего действия. А в случае видеоролика — просто наблюдатель (или потребитель если угодно).
Т.е. предлагать заменить лекции видеороликами — равносильно предложению студенту читать учебник вместо посещения лекции. Читать учебник — это хорошо, но в дополнение, а не вместо лекции.
Считаю, что исключение живых лекционных занятий действительно приведёт к уничтожению системы высшего образования. И это не переход на «новый технологичный» уровень, а именно уничтожение.
Очень правильная мысль. Всё положительное, что сейчас говорят об онлайн-образовании, в равной мере относится к чтению старых добрых учебников. Ведь по стандартным предметам (матанализ, линейная алгебра, общая физика и т.д.) давным-давно написаны отличные учебники, которые по логике современных адептов онлайн-образования должны были отправить на свалку истории большинство не столь продвинутых преподавателей.
Но этого не происходит по разным причинам. В первую очередь потому, что заниматься самостоятельно по учебникам (или онлайн-курсам) и при этом всё понять способны единицы студентов, большинству же нужно какое-то человеческое общение с преподавателями, неформальные объяснения, правильная расстановка акцентов и т.п.