История создания ППО УрФу

У истоков создания профсоюза в Уральском федеральном университете

Первичная организация была создана на собрании инициативной группы из числа преподавателей Уральского федерального университета в апреле 2013 года. На этом же собрании был принят Устав первичной организации, председатель и профком.

Основной платформой для объединения преподавателей в новую профсоюзную структуру стало, отчасти, недовольство пассивностью официального профсоюза, недостаточно эффективно и энергично отстаивающей позицию профессионального сообщества во время реформы образования, а отчасти, сутью и содержанием политики в сфере образования, проводимой государством.

На Учредительной конференции в Москве 27 апреля 2013 делегация из Уральского федерального университета была одной из самых представительных (5 человек). Именно первичкой УрФУ в союзе с коллегами из РГГУ был учрежден Межрегиональный профсоюз работников высшей школы «Университетская солидарность».

Сегодня в составе первички 17 членов, преподавателей УрФУ. Создан постоянно действующий профсоюзный комитет, председателем которого является Трынов Дмитрий Валерьевич, старший преподаватель кафедры социологии и социальных технологий управления. Члены профкома: Бурбулис Ю., Замощанский И., Котелевский Д., Красавин И., Устинова Н., Фомин А., Флягин В.

Стоит отметить, что новый профсоюз привлекает, не столько наших коллег, попавших в сложную ситуацию, например, под сокращение штата, а инициативных преподавателей, принципиально недовольных исключением их из процесса принятия жизненно важных решений.

В этом смысле мы вправе рассчитывать, что наш профсоюз будет не только средством сдерживания работодателя, но и реальным инструментом развития профессионального сообщества, роста его самосознания и солидарности.

Начиная с сентября 2013 года, профкомом проводятся постоянные собрания по подготовке предложений в коллективный договор. Этот процесс актуализируется принятием «Дорожной карты развития УрФУ до 2020», а также вхождением нашего ВУЗа в программу стимулирования государством «5-100-2020». Для преподавателей университета существуют серьезные риски, которые влечет за собой внедрение этого проекта. Речь идет прежде всего об изменениях условий труда – важнейшем компоненте профсоюзной работы. Так, например, предполагается вести 40 % магистерских программ на английском языке. Существенно увеличится количество иностранных студентов. А планы по увеличению штата зарубежных преподавателей до искомых 15% порождает опасность крупных сокращений.

Основополагающей функцией любого профсоюза является рост числа его сторонников. Численность профессорско-преподавательского состава УрФУ примерно 3800 человек и около 3000 – учебно-вспомогательного и  административно-управленческого. Потенциал для привлечения новых членов огромен. Важно отметить, что Уставом профсоюза «Университетская солидарность» допускается двойное членство. Мы считаем, что это принципиальный пункт, позволяющий взаимодействовать со всеми здоровыми силами в университете. Так, половина членов первичной организации профсоюза являются одновременно членами «официального» профсоюза.

Одна из главных проблем, которая поднимаются нами на каждом собрании – это вопрос о солидарности преподавателей внутри трудового коллектива, рост сознательности и взаимной выручки. Многие действия работодателя сегодня можно трактовать в духе тактики «разделяй и властвуй». Так, например, выделение дополнительных бюджетных мест в УрФУ с 5000 до 5800 произошло только на технических специальностях, в то время как гуманитарии потеряли около 200 при наборе 2013 года. При этом администрация всеми силами пытается убедить, что «всем хорошо сделать не получится, нужны жертвы». Но что мешает вести более компромиссную политику? В конечном счете, на бюджетные места технических специальностей попадают абитуриенты с крайне низкими баллами. Число отчисляемых студентов огромно, а бюджетные деньги «вылетают в трубу». Лишь сознательный преподаватель может увидеть истинный смысл подобного решения, суть которого сводится к подрыву единства академической среды и запугиванию работников. Также типична ситуация с сокращением, при которой под увольнение попадают, прежде всего пенсионеры и неостепененные сотрудники. В такие моменты кто-то может подумать: «ну хорошо, меня пронесло». Это неверно, поскольку, как известно, сокращение часто используют как повод, чтобы избавиться от неугодных и сам принцип, по которому осуществляется отсев, превращается в фарс. Защитить свои права в такой ситуации крайне непросто

В сентябре 2013 в УрФУ ректором подписан приказ №714 «Об оптимизации ППС», который фактически дает старт кампании массового сокращения. Его масштабы будут ясны лишь к концу учебного года, однако уже сейчас очевидно, что под удар попадают неостепененные преподаватели, которых предлагается «переводить на 0,125 ставки, а остальную нагрузку переводить в почасовой фонд оплаты труда». Разумеется при этом работник остается фактически незащищенным, а целый блок работ, проводимые преподавателями, не будет оплачиваться работодателем. Это грубое нарушение прав и профсоюз должен адекватно отреагировать на нее!

Одним из средств изменения положения дел мы усматриваем в усилении общественного контроля над администрацией вуза. Согласно Уставу в УрФУ имеется постоянно действующий Наблюдательный Совет. Не более 1/3 членов Совета являются представителями органов государственной власти и учредителя. Не более 1/3 – представители университетской общественности. Однако, в наблюдательном совете УрФУ нет ни одного члена общественности! Мы намерены приложить усилия к тому, чтобы эта норма стала реально действующей.

Главным органом, принимающим решения в университете является Конференция трудового коллектива. Однако, форма и содержание проведения конференций не выдерживает никакой критики. По сути, работодателем при полном попустительстве официального профсоюза, приняты все меры для недопущения демократической процедуры и любой критики. Де факто, коллектив работников выступает лишь средством легализации любого властного решения администрации ВУЗа.

Сложившуюся ситуацию надо менять и у нас есть видение того как это сделать, но для этого нужно приложить усилия. Для этого нужно быть солидарными!


Сопредседатель ЦС и председатель профкома УрФУ профсоюза «Университетская солидарность» Дмитрий Трынов

Комментариев: 4 к записи “История создания ППО УрФу

  1. Василиса

    Май 5, 2015 at 1:37пп

    У Вас в составе Ученого совета более 2/3 — это сотрудники категории ППС. Так жить можно. А у нас ППС в уЧЕНОМ совете — менее 40%. А в конференции сотрудников — менее 1/4. Вот попробуйте в таких условиях решать вопросы труда ППС в пользу ППС! Невозможно.
    И всё законно. Кто сказал, что в ученом совете должны быть преподаватели, а не администрация?

  2. Елена

    Июнь 27, 2015 at 10:57пп

    Коллеги!
    Поражает Ваше непонимание преобразований в нашем вузе!!! В своем опусе выше вы все передергиваете!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
    Да, планируется существенное увеличение числа магистерских программ на иностранном языке, но читать их должны преподаватели нашего вуза — никто о привлечении ППС-иностранцев для работы в магистратуре речь не ведет. Я сама являюсь инициатором и администратором открытия на своей кафедре магистратуры на иностранном языке, и мне ни разу никто не сказал, что я должна обеспечить наличие педагогов-иностранцев. У нас почти вся кафедра стройными рядами пошла учить английский язык в Кемриджском центре при УрФУ, причем обучение ведется БЕСПЛАТНО!!! Так что, коллеги учите английский!
    Да, на технические специальности бюджетных мест выделяется больше — потому что в стране инженеров не хватает! Бюджетные места — это госзаказ на подготовку специалистов, если Вы этого не понимаете. Зачем государству финансировать то, чего и так много — выпускников гуманитарных специальностей???
    Да, на эти специальности идут дети с низкими баллами, увы. Но это не вопрос финансирования университета, а престижности рода занятий. Культивируйте в общесте ценность инженерного труда — и все хорошие школьники потихоньку сюда потянутся…
    Да, много студентов отчисляют за неуспеваемость — но зачем учить бездельников и лентяев??? Это как раз разумная политика. Лет 30 назад из любого советского вуза отчисляли даже за 1 не вовремя сданный зачет, а сейчас можно иметь и по 10-15 задолженностей, накопившихся с самой первой сессии, и считаться студентом. Разве это правильно? Зато у каждого хорошего студента есть возможность занять бесплатное место, если с него отчислен двоечник. Разве это не благо?
    Да, вузу важно иметь в составе ППС высокую остепененность — это аккредитационное требование. А разве это не правильно, преподаватели должны быть настоящими учеными с соответствущим документом об этом? Разве это неправльно, что каждый молодой преподаватель должен защититься в первые 5 лет после окончания вуза? В советские времена считалось, что если тебя оставили на кафедре, а ты не защитился, то ты, извините, наверное, «умом не вышел», и это ошибка, что ты попал на кафедру, заняв место того, у кого с мозгами все в порядке. Вуз всегда был местом, где основные ценности создаются именно умом, а ученая степень — это подтверждение твоего ума и соответствия занимаемой должности. Да от степени еще и зарплата зависит, пусть и не очень сильно (в наше время)… Сейчас в нашем вузе и в государстве молодежная наука (для ученых до 35 лет) очень сильно поддерживается — только занимайся!!! Пара статей в международную базу данных — и о ежедневном зарабатывании денег можно сильно уж не беспокоиться. А если сделать открытие на уровне Нобелевской премии — жизнь удалась! Дерзайте, педагоги, Вы талантливы!!!
    То же и по поводу преподавателей-пенсионеров. Если их потенциал высок — никто не посмеет их тронуть! Более, чем уверена!!!!
    Очень хочется узнать, про какой блок работ проводимых преподавателем (цитата), но неоплачиваемых вузом, говорит автор. Об учебно-методической, организационно-мтеодической, воспитательной и научной работе речь идет? Так ведь ее почти никто не делает, только в отчетах в конце года правильно пишет… Особенно по поводу повышения квалификации — все пишут, что занимаются самообразованием…))) Как это проверить, как оценить??? Сколько учебников, учебных пособий и т.д. выпускает каждый преподаватель в год? А сколько научных статей, монографий и т.п. пишет?
    Насчет Наблюдательного Совета соглашусь, но только чтобы туда попали не те, кто исключительно покричать на митингах любят…
    Я в УрФУ — всего 4-й год, но нигде ранее у меня не было таких возможностей для самореализации, как здесь! Только бы времени на все хатало!!!
    Надеюсь, этот мой комментарий вы не забаните? Иначе я буду расценивать его как преследование за инакомыслие…
    Успехов и удачи!!!!!!!!!!!!!!!

  3. Дмитрий Трынов

    Июнь 27, 2015 at 11:36пп

    Елена, узнаю почерк «довольного» адаптивного сотрудника. Надеюсь, что вы не бот от администрации.
    До инакомыслия вы еще не доросли. Для начала в профсоюз вступить надо. Сейчас это просто стороннее мнение работника, который мало осведомлен, что творится, а исходит из позиции, что у него «всё отлично, значит и вообще всё отлично». По существу:
    1. Один из показателей рейтинга университета — количество привлеченных зарубежных ППС. Хотите вы того или нет, а это факт.
    2. Бесплатная работа кембриджского центра прекращена с этого года, увы.
    3. «В стране не хватает инженеров»??? Такой взрослый человек, а в сказки верите!? В Свердловской области (рискну предположить одной из самых индустриальных) инженеры это вторая по численности категория безработных. Посмотрите статистику биржи труда Свердловской области. Инженеры после окончания вуза идут работать теми же менеджерами. Рабочих рук не хватает — согласен, но не инженеров. Есть разница, не так ли?
    4. Не в бездельниках и лентяях дело. Надо же видеть ситуацию шире, нельзя быть такой близорукой! Школа не даёт определенного гарантированного уровня знаний. Отсюда и необходимость «доводить» студентов. Мы на это сегодня вообще не ориентированы. Отсюда и удобное мнение, что, якобы вуз «для элиты». А что тогда не для элиты? Ведь специальное образование почти все уничтожено!
    5. Про то, как проходят скрытые сокращения можете мне не рассказывать. Ваше мнение просто наивно. У меня, как председателя первички, есть исчерпывающая информация. Хоть и не по всему вузу, но достаточная, чтобы понять из чего исходит конкурсная комиссия при отборе кандидатов.
    Елена, напоследок. Я рад за то, что вы адаптировались в таких условиях. Значит вам профсоюз не нужен! Пока не нужен. Удачи!

Добавить комментарий

Ваша электронная почта не будет опубликована. Поля "Имя" и "Электронная почта" — обязательные.

*

code