Окончательное решение вопроса с лекциями

В МФТИ закончилась сессия и многострадальный весенний семестр, большая часть которого прошла в дистанционном режиме. Преподаватели отправились в отпуск, студенты отправились на каникулы, а вот руководству МФТИ некогда скучать.

И пока ходят слухи о том, что учебный процесс возобновится не в сентябре, или в сентябре, но в дистанционном режиме, ВРИО ректора Кудрявцев решил, по имеющейся у нас информации, реализовать свою давнюю мечту и отреформировать «систему Физтеха» по полной программе. Для масштабного проекта найден и масштабный спонсор в лице Сбербанка.

В полной мере эти преобразования (проводимые без учёта мнения и по большей части в тайне от профессорско-преподавательского состава) ещё не оформились, но некоторые их очертания стали известны из выступлений ВРИО ректора Кудрявцева на недавних заседаниях. С основными положениями этих «реформ» мы хотели бы познакомить и вас, чтобы было время морально подготовиться.

  1. С сентября в МФТИ часть студентов (как минимум 10%) будет обучаться дистанционно. Что любопытно, в объявленных абитуриентам условиях такой опции не было, так что, по всей видимости, для некоторых студентов это станет приятной неожиданностью. Кроме того, есть основания предполагать, что обучающиеся заочно студенты получат такие же дипломы, как очники. Это, так сказать, работодателям на заметку.
  2. МФТИ заинтересован в экономической эффективности, а отнюдь не в сохранении рабочих мест преподавателей. В частности, предлагается отказаться наконец от порочной практики чтения отдельных лекционных курсов на каждой «школе» (или на бывшем факультете). Поскольку вместить студентов одного курса всех «школ» в одну аудиторию невозможно, лекции у всех студентов будут читаться в видеозаписи.
  3. Семинары тоже предлагается «оптимизировать» и проводить по большей части удалённо. Как и лекции, будут записаны на видео «семинары по разбору задач» сразу для всего потока. Более индивидуально, в группах, преподаватель будет только принимать домашнее задание и проводить контрольные.

Есть все основания предполагать (по крайней мере это не отрицается), что по плану ВРИО ректора Кудрявцева масштабы перевода обучения в дистанционный/заочный формат далее будут нарастать вплоть до 100%.

Мы бы хотели, чтобы преподаватели, которые не стали подписывать наше открытое письмо, которых в целом устраивает политика действующего руководства МФТИ, а также все студенты, нынешние и будущие, чётко понимали, к чему приведут эти «реформы»:

  1. Система образования МФТИ, и так изрядно подпорченная административными фокусами с объединением факультетов и созданием вертикальной системы «школ», перестаёт существовать. Никакой передачи знаний от человека к человеку не предусмотрено, всё отдаётся на откуп самообразованию студентов. В МФТИ, как и во многих вузах попроще, студенты будут просто получать «корочку» о высшем образовании после восьми ритуальных сессий.
  2. Преподавателям стоит приготовиться к масштабным сокращениям «по истечении срока трудового договора». Просто потому, что для дистанционного преподавания с заменой лекций и большей части семинаров видеозаписью такое количество преподавателей не нужно. А тем, кто останется, полезно понимать, что заниматься они будут не преподаванием «в классическом формате», а разбором на камеру задач из задачника, или «прокторингом» решающих контрольную работу студентов.

Мы искренне надеемся, что руководство МФТИ одумается и перестанет заниматься уничтожением Физтеха и доламыванием учебного процесса.

Николай Николаевич, ещё не поздно! Остановитесь!

[UPD 14.07.2020] Мы отправили письмо министру В.Н. Фалькову по этому и смежным вопросам.

[UPD 19.07.2020] Московский комсомолец опубликовал заметку по мотивам наших обращений. Ректорат заочно отвечает нам, сообщая, что «прорабатываются разные варианты, а итоговые решения будут зависеть от эпидемиологической ситуации и рекомендаций минобрнауки».

Окончательное решение вопроса с лекциями: 2 комментария

  1. Далеко не все студенты имеют доступ к качественным лекциями и семинарам (т.к. банально преподавателей, которые не просто отчитываюсь свои пары, а как выше было написано передают знания от человека к человеку мизерное количество). Если материалы лекций и семинаров будут действительно качественными и позволят дать преподавателям больше возможности проверять то, как студенты усвоили знания и помогать углублять их (вместо того, чтобы концентрироваться на том, как понятнее разъяснить все на семинаре), то кажется, что как минимум студенты от этого только выиграют. Т.к. во-первых, повысится контроль знаний в течении семестра, во-вторых повысится вовлеченность студентов во время семестра (из-за наличия качественных материалов, а именно лекций и семинаров, а так же общения с преподавателем).

    Хочется отдельно прокомментировать часть про получение «корочки», т.к. кажется, что автор сего текста наивно полагает, что на физтехе дела обстоят совсем не так и большая (хотя бы 51%) часть студентов усваивает курсы на должном уровне. Если вы пообщайтесь со студентами, вряд ли вам вам назовут процент выше 20.

    Так же стоит отметить, что большинство семинаров представляет из себя именно «разбор задач из задачника», после/вместо которого(тем кому не все равно) студенты идут в интернеты смотреть семинары Овчинкина/Глухова или других преподавателей, качество семинаров которых и позволяет сдавать физтехам сессии хоть как-то.

    • Запись лекций и семинаров от популярных преподавателей ведётся в МФТИ давно, да вы собственно об этом и пишете. Но «записывать лекции и семинары на видео», «отменить очные лекции и большую часть семинаров» и «принимать зачёты и экзамены онлайн» — это три совершенно разные вещи, причём две из них крайне вредны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code