И ещё раз о школах

Наконец поступили какие-то официальные комментарии по поводу структурной реформы МФТИ, связанной с созданием школ. Они оформлены в виде интервью ректора газете «Известия». Ну что ж, лучше поздно, чем никогда. Хотя к конкретным пояснениям, имеющимся в этом интервью, вопросов возникает ещё больше, и мы наши вопросы приводим ниже.

«Второй момент — с помощью новых структур идет совершенствование управления университетом. У нас этот процесс вертикальный — основные полномочия у единого центра, ректората. На Западе гораздо больше власти передано структурным подразделениям.» – Как нам кажется, передача какой-то мифической власти без ресурсов – это лукавство. Реально у директоров школ нет денег на привлечение учёных, оплату профессорских, постдоковских и аспирантских позиций, и прочие стандартные атрибуты соответствующих западных учреждений.

«В результате реорганизации у молодого человека появляется больше возможностей — перед ним открыто множество базовых кафедр и направлений подготовки. Чего в рамках одного факультета не было.» – Возможности перехода с факультета на факультет у студента были всегда, и они не ограничивались рамками вновь создаваемых школ. Есть другие проблемы, что при удалённости базовых кафедр от МФТИ студенту технически трудно пообщаться с представителями всех интересующих его кафедр и сделать осознанный выбор, но со школами эта проблема и её решение очень мало связаны.

«У нас очень индивидуализированное обучение, что затратно.» – На наш взгляд это весьма опасная мысль, которая совершенно перпендикулярна всему тому, что мы называем «системой Физтеха».

«А зарплаты преподавателей невысокие — они рассчитываются исходя из количества студентов, а не качества их образования.» – Ни кто иной, как наше руководство, хотя и не без помощи министерства, продвигали и развивали систему, в которой зарплаты рассчитываются исходя только из количества студентов, игнорируя их способности и квалификацию преподавателей. Также хотим отметить, что заявление о «невысоких зарплатах» несколько противоречит предыдущим заявлениям. Ранее руководство МФТИ вполне бодро отчитывалось о том, что зарплаты преподавателей у нас далеко за 100 000.

«Поэтому если речь идет о потоковых лекциях по специальности, то лучше объединить группы, привлечь более знакового преподавателя и больше ему заплатить. Эту задачу мы и решаем в рамках школ.» – Вообще-то потоковые лекции у нас и так читались на два факультета в основном, так что в чём тут нововведение? Правда тенденция увеличения количества студентов (см. предыдущий пункт) всё равно заставит разделить потоки по факультетам из-за размера помещений, а значит придётся искать больше квалифицированных преподавателей, и эта проблема пока никак не решается. На базовых кафедрах, наверное, было бы целесообразно объединять одинаковые курсы с разных кафедр. Но здесь ожидаются технические сложности и много недовольных, поэтому эту неприятную работу как раз и перекладывают на школы и их руководство.

«Самая главная — отсутствие оборудования. Вот вы подготовили молодого ученого. Он выходит с массой идей, а возможности реализовать их нет. В результате он теряет квалификацию, а иногда и дальнейшую мотивацию. Вторая проблема — жилье, потому что все хотят заводить семьи, чтобы дети были устроены в садик, а с этим были большие проблемы. Ну и на третьем месте — зарплата.» – Нам такое ранжирование кажется не вполне уместным. При наличии хорошей зарплаты человек жилищный вопрос решает сам, особенно в сравнительно недорогом Долгопрудном и его окрестностях, и прочие вопросы решает, а при отсутствии хорошей зарплаты он теряет мотивацию мгновенно. Мы естественно подозреваем, что приоритет на закупку оборудования (а также строительство и ремонт) просто приятен любому чиновнику свой коррупционной составляющей.

«Сейчас в течение трех лет после окончания уезжают 5–7% выпускников Физтеха.» – Может быть и так, хотя на самом деле эти цифры никто не считает. Да и не важен сам процент, важно то, что уезжают самые способные на западную аспирантскую стипендию, превышающую зарплату профессора МФТИ, а оставшиеся в основном идут работать менеджерами в офисах.

«У нас есть концепция развития «Университет 3.0», учитывающая, помимо развития науки и образования в одном кластере, инновации как необходимую составляющую. Но пока мы к этому серьезно не приступили.» – Правильно, и не надо приступать. На наш взгляд, сейчас «инновационная деятельность» в основном заключается в наглом пиаре и разводке инвесторов, в основном государственных, с последующим распилом, как мы видели в случае с ООО «Клеточные системы».

И ещё раз о школах: 5 комментариев

  1. Получается, что ректор ничего толком и не рассказал. Его предпосылки вообще не связаны со следствиями. Логика отсутсвует, а зачем нужны школы, в ключе административной реформы, остается загадкой.

  2. Я правильно понял, что введение «школ» — это следствие того, что
    наш ректор перессорился с базами и пытается выдать уничтожение
    раздражавшей его системы физтеха («устаревшей и неповоротливой»)
    за какое-то своё уникальное достижение?

    > Раньше всего 5% студентов делали свои дипломы в
    > Физтехе, остальные вели научную деятельность в
    > сторонних организациях. Сейчас положение меняется.

    Вот когда пожалеешь, что сейчас не 37-й год. И откровенное
    нанесение ущерба науке, образованию и государству(!) никак
    сейчас не наказывается. Видимо у ректора по-прежнему имеется
    серьёзная крыша «наверху». А значит, несмотря на все эти наши
    Интернет-вопли, развал будет продолжаться. Увы…

    • Сущность всей этой комсы — лизать кое-что вышестоящему, а затем использовать свой добытый таким образом статус для нагребания власти и материальных благ. Убеждений у них нет.

      А рулят сверху. Вероятно, это уровень Фурсенко и идеологов из вшэ. Физтеховская компа — всего лишь исполнители.

    • Полагаю, что у ректора нет крыши, но есть репутация. Он не ринулся воровать и сумел не дать воровать подчиненным, когда выделили первые деньги на строительство студенческого общежития. Если память не изменяет, то по отчетамза первую общагу вышло 15 к рублей за кв.м вместе с отделкой и меблировкой. Наверху обалдели и поддержали полезный энтузиазм, имхо

Добавить комментарий для Наталья Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code