Заявление профсоюза по поводу сокращения гуманитарного факультета

Уважаемые коллеги!

По имеющейся у нас информации на недавнем ученом совете было принято решение о фактическом упразднении гуманитарного факультета МФТИ. Теперь, по неофициальной информации, гуманитарные курсы будут сугубо добровольными и при этом будут читаться только при наличии не менее чем 30 слушателей.

Наш профсоюз крайне озабочен данной ситуацией.
1. Гуманитарные курсы традиционны для физтеха, и крайне полезны для общей эрудиции студентов. Среди лекторов по гуманитарным дисциплинам на физтехе были такие замечательные ученые, как Борис Раушенбах, Георгий Чистяков, Сергей Илларионов и многие другие. Эти люди во многом составили славу физтеха наравне со специалистами по точным наукам. Современный университет немыслим без сильного гуманитарного цикла.

2. Мы возмущены, что сотрудники института узнают о таких важных решениях по каким-то чуть ли не подпольным источникам. Мы считаем, что решения ученого совета, по крайней мере касающиеся всего института, должны публиковаться на главной странице института и вообще, должны быть публичными. Вообще один из основных источников недовольства преподавателей — это закрытость ректората от сотрудников.

3. Мы опасаемся, что могут быть нарушены трудовые права сотрудников. Понять сколько человек будут ходить на тот или иной курс можно только после начала семестра, раз уж посещение курсов свободное. Но преподаватели должны быть к началу сентября уже оформлены, но если не придут студенты слушать курс, то что, их будут увольнять, расторгать договор?

Мы надеемся услышать мнение преподавателей о сложившейся ситуации с гуманитарным факультетом. Мы также полагаем, что сейчас для всех преподавателей важно проявить солидарность с преподавателями гуманитарных предметов, так как никто не может быть застрахован от того, что завтра ненужными в угоду какому-нибудь инновационному инжинирингу окажутся и другие предметы.

Мы надеемся на то, что из данной далеко не тупиковой ситуации будет найден приемлемый для всех выход.

Заявление профсоюза по поводу сокращения гуманитарного факультета: 34 комментария

  1. Всё ИМХО.

    1.
    Гуманитарные курсы для физтеха не являются главными. Хоть мы и считаемся «Университетом», но всем ясно, что этот статус — филькина грамота. Ну или дань моде, если угодно. Плохо, когда студентов обязывают слушать гуманитарные курсы в ущерб, возможно, более интересным курсам по физике или математике. Что касается Раушенбаха — так его основные заслуги вовсе не в области исследования иконописи. Илларионов — да, очень хороший преподаватель, но наличие Илларионова не является следствием наличия на физтехе гум. дисциплин.

    2.
    > один из основных источников недовольства
    > преподавателей — это закрытость ректората от сотрудников.

    Согласен.

    3.
    > могут быть нарушены трудовые права сотрудников.

    Согласен.

    > сейчас для всех преподавателей важно проявить
    > солидарность с преподавателями гуманитарных предметов,
    > так как никто не может быть застрахован от того, что завтра
    > ненужными в угоду какому-нибудь инновационному
    > инжинирингу окажутся и другие предметы.

    Согласен. Но не хотелось бы в угоду «гуманитаризации высшего образования» приносить в жертву профильные дисциплины. ИМХО надо понимать, что гуманитарии — это всего лишь временные союзники в силу сложившихся обстоятельств. И, лично я считаю, что на физтехе место гуманитариев должно быть, образно говоря, «у параши». Рядом с «менеджерами-инжинирами» и пр. сбродом.

    • Профсоюз "Университетская солидарность" говорит :

      Хочется верить, что про «у параши» это образно-эмоциональное мнение уважаемых читателей нашего сайта.

      • Именно так — образно-эмоциональное мнение. Дело в том, что философия — ИМХО очень серьёзная наука и для её корректного восприятия надо умственно созреть. Современный контингент сами-знаете-какой, так что преподавание философии среди них превращается в «бессмысленное произнесение непонятных слов». Вместе с тем, одно время сверху навязывалась гуманизация/гуманитаризация высшего образования. ИМХО в совокупности это приводит к бессмысленной потере времени нынешними студентами, которые по профильным-то дисциплинам имеют сами-знаете-какой уровень. В свете вышеизложенного я и считаю, что на физтехе гуманитарии делать погоду не должны. ИМХО пусть лучше выпускник физтеха будет слабым физиком и никаким философом, чем никаким физиком и никаким философом.

        • Вот именно для того, чтобы у выпускников физтеха не был такой чудовищный слог и примитивно-убогое представление о гуманитарных наукках, Н.В. Карлов (Царствие ему Небесное) ввёл обязательные гуманитарные курсы. Пишу и как выпускник и как профессор физтеха. Стыдно мне читать тексты, написанные таким языком.

          • > чтобы у выпускников физтеха не
            > был такой чудовищный слог

            Прежде, чем выносить суждения о «слоге» неплохо бы Вам для начала научиться грамотно писать.

            > Стыдно мне читать тексты,
            > написанные таким языком.

            Ну так и не читайте. :-)

  2. 1. Гуманитарные курсы на физтехе всегда были профанацией, а для тех, кто на них еще и ходил — пустой тратой времени. Обязательных «гумкурсов» должно быть ровно три — инъяз, история России и философия. Остальное — добровольные факультативы.
    2. Нельзя не согласиться.
    3. Тоже верно.

    • А почему Вы пишите так уверено, от лица всех? Когда я учился и мне и моим однокурсникам очень даже нравилось.

  3. Б.В. Раушенбах помимо работ по космонавтике, широко известен своими книгами по приложению методов математики в изучении живописи (главным образом теории перспективы.
    Надо отметить, что на физтехе были и есть и другие преподаватели имеющие работы по приложению точных методов в изучении искусства. Например, Ю. В. Пухначев с кафедры высшей математики изучал акустику колоколов. Иванов (к сожалению не помню инициалы) занимается статистическим анализом литературыных текстов. У меня есть монография «Искусство и синергетика»….
    Полагаю студентам были бы интересны соответствующие курсы.
    Я мог бы прочитать семестровый курс » Искусство как сложная система» с приложениями теории фракталов и теории сложных сетей к изучению литературы и музыки .

    • Игорь Алексеевич, это уже реклама Вашего курса, а не обсуждения тематики профсоюзного движения.

  4. Изучение акустики, статистический анализ текстов и вообще, приложение всевозможных «методов математики» — всё это НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО(!) ОТНОШЕНИЯ к гуманитарным дисциплинам. В исходном же сообщении речь идёт именно о гуманитарных дисциплинах, а не о натужных попытках «приложить математику ещё-куда-нибудь».

  5. Полагаю, что защита гум курсов профсоюзом вызвана желанием защитить своего сподвижника Надеждина и ничем более. Профсоюзники, не заботьтесь о Борис Борисыче. Такие, как он, всегда будут в шоколаде. Он доест сейчас шоколадку и забудет про вас и про ваш профсоюз

    • Профсоюз "Университетская солидарность" говорит :

      А Надеждин наш сподвижник? Просто ни мы, ни Надеждин как-то были не в курсе.

      • Дык среди ваших подписантов мелькала его ФИО.
        Поминал он вас в своих опусах. А что вы понимаете под сподвижником? Того, кто гранаты подносит?

  6. Приложение математики к гуманитарным дисциплинам — это развитие этих гуманитарных дисциплин.

    • Нет, конечно! Вы же изучали, например, философию в ВУЗе. Приложение математики к общественным дисциплинам не даёт ничего ни математике, ни «общественным наукам».

      • Думаю, с Вами не согласились бы, скажем, ни академик А.Н. Колмогоров ни академик В.Вс. Иванов. Специально беру математика и филолога, известных своими работами в параллельных областях (математика-филология). Главное, никак не могу понять, почему Вы думаете, что Ваше мнение единственное и верное? Впрочем, очевидно Вас не переспоришь — лучше было и не начинать.

        • > Главное, никак не могу понять, почему Вы
          > думаете, что Ваше мнение единственное и
          > верное?

          Дорогой Григорий, укажите-ка где я сообщал Вам о своих мыслях насчёт единственности моего мнения.

          > Впрочем, очевидно Вас не переспоришь —
          > лучше было и не начинать.

          Мы с Вами оказывается спорили? И давно? Или Вы считаете, что Ваши запоздалые реплики чуть не к каждому здешнему сообщению — это и есть спор? :-)

          • Помимо самого суждения есть интонация. В ней скрывается не только мнение автора, но и его отношение: жесткое, мягкое или индиферентное. Жесткое отношение вызывает раздражение и желание возразить.

          • > Григорий говорит 27.04.2016
            > в 13:02:
            >
            > Помимо самого суждения есть
            > интонация. В ней скрывается не
            > только мнение автора, но и его
            > отношение

            Сразу вспоминается старинный анекдот про «пива нет» :-)

  7. Конечно, да! Основные категории философии: материя и сознание. Естественные науки сказали о них за последее время гораздо больше чем вся философия за все время своего существования. Это же относится и к общественным наукам. Вспомните работы Римского клуба или математическую экономику.

    • Уж не знаю кто Вам читал философию, но задумайтесь что такое материя и что такое сознание? Если Вы полагаете, что ответ «философские категории» является исчерпывающим, то Вы занимаетесь не философией. А что скажете насчёт метафизики? А что по поводу теории познания?
      И т.д. и т.п.

      Кстати, основным вопросом философии является вопрос ОТНОШЕНИЯ материи и сознания, а вовсе не исследование свойств реального мира или особенностей функционирования человеческого сознания. Это — уже (ещё) не философия.

      PS
      Считаю, что здесь не место для текстов типа «философия для чайников», поэтому отсылаю Вас к конспектам (или учебникам) по философии.

  8. Разумеется, я никогда не отвечу, что сознание это философская категория. Как насчет экономики? Это общественная наука? А нобелевские премии по математической экономике, которые даются каждый год, эти работы развивают экономику?
    Кстати, они совсем не обязательно развивают математику. Это верно и в других науках. Ландау и Эйнштейн хорошо владели математикой, но они не внесли никакого вклада в развитие математики.

  9. Полагаю, что надо больше вводить новые, современные курсы. Например, по урбанизации. Это фундаментальное свойство эволюции человечества и в последнее время в этой области получены очень важные результаты в том числе на основе новых математических подходов. Другой пример — социальные сети, как обычные (оффлайновые), нак и новые — онлайновые.

  10. Дело в другом. Ректорат в лице Зубцова почувствовал победу, мол может закрывать и выгонять кого ему вздумается, корежить образовательный процесс так, как ему вздумается. Физики и математики молчат, потому, что считают, что их не тронут, некоторые с радостью потирают ручонки. Но не тут то было. Это только начало.
    За ваше предательство, дорогие коллеги, вы поплатитесь в самое ближайшее время, вас тоже сократят как хотят и вышвырнут на улицу. И будет вам место у параши.
    Вы все по углам горазды говорить, какой ужасный проректор Зубцов, какой он неуч, троечник, бездарь, но при этом на ученых советах никто из вас не встал и не поставил его на место, все дружно одобряете. Стыдно за вас, а не за троечника, ибо вы себя позиционируете очень умными людьми.

    • > За ваше предательство
      > [skip]
      > на ученых советах никто из вас не встал и не
      > поставил его на место, все дружно одобряете.

      Вы ничего не «попутали»? Вы, вообще-то, пишете на сайте профсоюза «Университетская солидарность». Сообщите, пожалуйста, кто из Ученого совета МФТИ состоит в профсоюзе «Университетская солидарность», т.е. перечислите тех, кто по Вашему замыслу должен был «вставать» и «ставить на место». Предварительно только прочитайте Устав профсоюза «Университетская солидарность», чтобы снова не сесть в лужу.

      Ну и остальное Ваше сообщение на диво свежо, остро и актуально. :-)

  11. Не думаю, что все дело в Зубцове. Нужно ясно понимать, что гуманитарные и общественные науки без развития средствами математики и других точных наук ждет такой же тупик, в какой вошли эти дисциплины при развитии методами марксисткой-ленинской теории. Российская наука в этом отношении сильно отстает от зарубежной. Самые наглядные примеры: урбанистика и социальные сети, которые развиваются в основном методами теории сложных сетей. Эти методы появились в конце прошлого века, когда наша наука была в глубоком кризисе и сейчас у нас эти методы практически не известны. А Зубцов

    • Думаю, что гуманитарные науки могут развиваться и без математики, что не умаляет ценности междисциплинарного подхода. Скажем, академик А.А. Зализняк как-то обошелся без математики, что не мешает ему иметь высокий авторитет среди математиков, интересующихся филологией.

  12. Да, порадовались на славу мудреные, а главное, исключительно полезные обществу физико-математики чужой беде. Это же пустяк, что солидные, уважаемые люди с многолетним стажем преподавательской деятельности в одночасье окажутся на улице, зато мы, молодые креаклы во главе с Зубцовым, всегда будем «в шоколаде», как упомянутый выше Надеждин, не имеющий, кстати, никакого отношения, кроме оргштатной принадлежности, к гуманитарному факультету. Но не надейтесь, следующими будете вы. Идей по оптимизации системы высшего образования в недрах ВШЭ, которая и стоит у истоков всего процесса, еще много. Ливанов, Кузьминов, Асмолов их соратники не успокоятся, пока не разрушат до основания существующую систему образования. Впрочем, на их языке это называется «переводом высшего образования на общемировые стандарты». Преподавателей при таких стандартах предусматривается минимум, преобладать будут администрация и технические работники, а само оказание образовательных услуг должно осуществляться исключительно через «передовые» интернет-технологии. Так что креативьте дальше, ставьте неизменное «имхо» в комментах (умнее получается, не правда ли?), но знайте, что вполне может не миновать и вас чаша сия.

    • Профсоюз "Университетская солидарность" говорит :

      Тут большая часть, понятное дело, вообще не про наш профсоюз, так как у нас нет представителей в ученом совете. Кроме того, заметим, мало кто из представителей гуманитарного факультета (в том числе и бесконечно склоняемый тут Б.Б. Надеждин) озабочен этой ситуацией. Наш профсоюз не может решить проблемы гуманитарного факультета ВМЕСТО гуманитарного факультета. Мы можем помочь (и постараемся это сделать) но как мы можем помогать если сами сотрудника гум. факультета в массе своей индифферентно относятся к ситуации? Вот Вы, например, вступили в наш профсоюз? Обратились к нам? Или только гневные комментарии на нашем сайте пишете?

    • > порадовались на славу

      Да, не случайно гуманитариев подозревают в отсутствии ума. Укажите, пожалуйста, где Вы обнаружили «радость»? К чему Ваш эмоционально-бессвязный бред о каких-то «креаклах» и «услугах»? Да и слово «имхо», к Вашему сведению, означает всего-то лишь «по моему скромному мнению» :-)

      И ещё — безосновательно поливая грязью «физико-математиков» от лица «гуманитариев», Вы, видимо, надеетесь сплотить ряды преподавателей?

      • Да и слово «имхо», к Вашему сведению, означает всего-то лишь «по моему скромному мнению» :-)

        Спасибо за Ваше, далеко не скромное, мнение. Есть известный анекдот про В.А. Жуковского, который был учителем Великого князя Александра. Увидев знаменитое слово на заборе, он спросил о его смысле. Наставник объяснил, как склонение украинского языка «положи».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code