ПРОФСОЮЗ«УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ»ПРОФСОЮЗ«УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ»
Наши заявленияПлечом к плечуПравовое просвещение
Об отношении администрации Вышки к сотрудникам, задержанным на протестных акциях [Заявление профкома]

Вчера пресс-служба Вышки прокомментировала изданию HSE Press действия университета в отношении Анны Велликок и Максима Земцова, обвиненных в административных правонарушениях за поддержку протестных акций 23-его и 30-ого января соответственно. Оба сотрудника должны были выполнять работу для университета в этом году, но после сообщений о задержании их страницы с портала Вышки были удалены, на что обратили внимание многие наши коллеги.

В комментарии говорится, что заключенный с Анной Велликок договор гражданско-правового характера (ГПХ) о чтении курса на факультете компьютерных наук был расторгнут университетом в одностороннем порядке, так как административный арест не позволяет ей выполнить работу в оговоренный срок. При этом перенести семинары якобы не позволяет «интенсивность учебного плана». О сотруднике факультета экономических наук Максиме Земцове там же сообщается, что его договор ГПХ с Вышкой истек в декабре 2020 года, а новый не заключался. Однако, по нашим данным, фактически он продолжал работу в университете, занимаясь организацией олимпиады «Высшая проба» по экономике, второй этап которой проходит в Вышке прямо сейчас (с 29 января по 9 февраля). При этом следует иметь в виду, что оформление как трудовых договоров, так и договоров ГПХ с работниками в НИУ ВШЭ нередко производится спустя немалое время после фактического начала работы.

Первичная профсоюзная организация профсоюза «Университетская солидарность» работников НИУ ВШЭ имеет серьёзные основания полагать, что отказ университета сотрудничать с Анной Велликок и Максимом Земцовым политически мотивирован. Хотя в действиях администрации в данном случае, возможно, и нет прямого нарушения норм права, подобное отношение к работникам вредит репутации Вышки как в России, так и за рубежом. В самом ближайшем будущем это отвратит хороших абитуриентов от поступления в наш университет, а действительно видных ученых — от любых форм сотрудничества с ним.

Надо отметить, что сама практика массового заключения договоров ГПХ с преподавателями противоречит трудовому законодательству, запрещающему подмену трудовых отношений гражданско-правовыми. Работа преподавателя, ведущего занятия в интересах университета, на территории университета, по расписанию, определённому университетом, имеет все основные признаки трудовой функции. Не хватает одного — «работы по должности», но включение должности в штатное расписание зависит только от работодателя. Работа по договорам ГПХ лишает работника прав и социальных гарантий, которые есть при трудовом договоре, и позволяет работодателю «экономить» на расходах на персонал. Именно на договоры ГПХ Школа философии и культурологии НИУ ВШЭ нанимала прошлой осенью аспирантов, чтобы закрыть в расписании «дыры», возникшие вследствие увольнения «неугодных» штатных сотрудников. Наша профсоюзная организация считает одной из своих задач борьбу с этой порочной практикой в высшей школе.

Прикрываясь многократно проговоренным в последние годы принципом «университет — вне политики», руководство Вышки в действительности проводит адресные репрессии против высококвалифицированных сотрудников, активно участвующих в политической и общественной жизни страны. Нынешние действия руководства Вышки наследуют логике увольнений сотрудников факультета гуманитарных наук и факультета права летом 2020 года, которые привлекли широкое общественное внимание. Тем самым подрывается сам принцип представления университета как единой корпорации, объединенной практиками производства и передачи академического знания. Сотрудники низводятся до «винтиков» в безликом капиталистически-бюрократическом механизме, которые якобы без потери качества образования и науки могут быть в любой момент заменены по прихоти администрации. Общественное благо высшего образования невозможно без атмосферы солидарности и поддержки в стенах университета, что предполагает со стороны администрации стремление сохранить рабочие места за сотрудниками, попавшими в сложные жизненные обстоятельства. К последним наш профсоюз относит различные действия силовых структур против граждан, которые мирным образом реализовывали свое право на проведение публичных акций, гарантированное 31 статьей Конституции.

Комментарии