Во всём мире, в том числе и в России бушует эпидемия коронавируса. И пока российские власти вместо введения полноценного режима ЧС вводят различные суррогатные меры преимущественно карательного характера, а московские власти (и власти некоторых других регионов) превращают подконтрольные им территории в мечту сумасшедшего полицейского, ректораты под руководством министерства науки и высшего образования начали претворять в жизнь свои давние планы по переводу образования в дистанционный режим.
Некоторые вузы оказались к этому готовы лучше, некоторые хуже. При этом повсеместно преподавателям предлагается проводить занятия в дистанционном режиме своими силами. Фактически, чтобы проводить занятия качественно, преподаватель должен иметь современный производительный компьютер, обеспечить высокоскоростной доступ к интернету и по возможности приобрести оборудование: графический планшет, веб-камеру и т.д. Разумеется, за свой счёт. Есть только считанные случаи, когда администрация как-то помогает преподавателям. Единственная “помощь” со стороны администрации — повсеместные изобретения новых форм отчётности.
В то же самое время министерство озабочено тем, как придать законность подобному дистанционному “образованию”. Вместо того, чтобы к примеру разобраться, как проводить конкурсные процедуры, невозможные без очного участия конкурсанта. Также совершенно непонятно, что будет с зарплатой преподавателей. Мы опасаемся, что уже апрельская зарплата многих преподавателей может заметно снизиться.
Вызывает озабоченность и та ситуация, в которой оказались студенты и аспиранты, получающие мизерные государственные стипендии. Вследствие режима самоизоляции многие из них потеряли возможность подработки, а экономический кризис делает затруднительной материальную помощь учащимся со стороны их родителей. Однако никаких мер в поддержку студентов и аспирантов ни правительство, ни руководство вузов не предприняли.
Все действия начальников от высшей школы выглядят таким образом, что после (хочется верить) отмены режима “самоизоляции” завышенная доля дистанционной формы обучения в университетах останется навсегда. Что, по нашему мнению, приведёт к окончательному краху российской высшей школы.
Дело здесь не только в массовых сокращениях, не только в окончательном разрушении преподавания как совместного творчества студентов и преподавателей, но и в том, что качество российского высшего образования, которое и так вызывает серьёзные вопросы, рухнет окончательно. Строго говоря, если режим дистанционного образования начнёт повсеместно замещать очное образование в российских университетах, их можно закрывать.
Мы считаем, что в сложившихся обстоятельствах необходимо следующее:
- Университетам обеспечить преподавателей всей необходимой техникой для временного проведения занятий в дистанционном режиме либо выплатить соответствующую денежную компенсацию за использование собственной техники и сопутствующие затраты (оплата интернета и т.п.).
- Обязать работодателей не проводить сокращение ставок ППС в период ограничительных мероприятий. Отложить объявление конкурсных процедур и продлить все действующие трудовые договоры по меньшей мере до отмены ограничительных мероприятий, связанных с пандемией коронавируса.
- Обеспечить преподавателям на весь срок режима самоизоляции зарплату не ниже средней за предыдущий год. Обеспечить студентам, аспирантам и научно-педагогическому составу учебных заведений на время ограничительных мероприятий ежемесячную дополнительную выплату в размере не менее регионального МРОТ.
- Оставить решение о переносе сессии и госэкзаменов на осень на усмотрение университетов и их подразделений. В частности, предусмотреть возможность с учётом мнения кафедр и департаментов отложить проведение экзаменов по дисциплинам, в случае объективной невозможности квалифицированно принимать экзамен в дистанционном формате.
Уважаемые коллеги! Профсоюз университетская солидарность призывает академическое сообщество и независимые объединения преподавателей, студентов и научных работников поддержать и распространить наше обращение. Мы просим направлять заявления в министерство образования и науки и другие органы исполнительной власти, курирующие вопросы высшей школы.
Принято Центральным Советом Профсоюза
«Университетская солидарность»
20.04.2020