ПРОФСОЮЗ«УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ»ПРОФСОЮЗ«УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ»
Наши заявленияОбщие вопросыПлечом к плечу
Рекомендованные ЦС профсоюза правки в коллективные договоры

Коллективный договор – один из основных документов, регулирующих жизнь вуза. Преподаватели могут улучшить свои условия труда, участвуя в коллективных переговорах.

Наш профсоюз подготовил образец правок в коллективные договоры, на которые можно ориентироваться. Мы постарались затронуть все основные сферы – от академических свобод до социальных гарантий и прав профсоюзов. Во время подготовки мы учли как российский опыт, так и иностранный, проанализировав лучшие колдоговоры в университетах Франции и Финляндии.

Предлагаем использовать наши наработки в коллективных переговорах.

Посмотреть, когда истекает срок коллективного договора в вашем вузе, можно на его официальном сайте.

 

Содержание

  1. Академическая свобода и запрет дискриминации

  2. Трудовой договор

  3. Организация и оплата труда. Отдых.

  4. Условия труда

  5. Охрана труда

  6. Социальные гарантии

  7. Информационная открытость

  8. Статус и права профсоюзных организаций

1. АКАДЕМИЧЕСКАЯ СВОБОДА И ЗАПРЕТ ДИСКРИМИНАЦИИ

    1. В университете признается и гарантируется академическая свобода – свобода преподавания и обучения. Не допускается идеологический или политический контроль и вмешательство в процесс преподавания и обучения со стороны органов государственной власти, религиозных или партийных структур. Преподавателям предоставляется свобода определения содержания учебных дисциплин в соответствии с утвержденными программами, выбора форм и методов преподавания, а также направлений научных исследований. Публичные высказывания работников вузов, в том числе в социальных сетях, не могут использоваться в качестве повода для дисциплинарных мер или увольнения.

    2. Работники вуза и студенты обладают правом на создание любых профессиональных и иных общественных объединений.

    3. Работник самостоятельно определяет рецензируемые научные журналы, в которых публикуются результаты научных исследований. Работник не может быть принужден к публикации статей в определенных изданиях, в том числе индексируемых в базах Scopus и WoS.

    4. В вузе запрещается дискриминация по принципу идеологических воззрений, политической или общественной деятельности, национальности, религии, гендерной принадлежности, семейного положения, сексуальной ориентации, возраста.

2. ТРУДОВОЙ ДОГОВОР

2.1. Замещение должностей профессорско-преподавательского состава (далее – ППС) осуществляется по результатам конкурса. Регламент проведения конкурса и критерии конкурсного отбора разрабатываются при участии представителей кафедр и профсоюзов. Все конкурсные процедуры проводятся гласно, участники конкурса в обязательном порядке извещаются о месте и времени их проведения. Решения по конкурсным вопросам принимаются тайным голосованием только на основании рекомендаций соответствующих кафедр (структурных подразделении вузов).

2.2. При успешном прохождении конкурса работник имеет право на заключение бессрочного трудового договора.

2.3. Оценка качества работы ППС производится в форме аттестации на основе объективных критериев и осуществляется аттестационной комиссией с участием представителей профсоюзов. Мнение студентов относительно качества работы преподавателя может учитываться исключительно в целях поощрения ППС.

2.4. В случае несогласия с решением конкурсной или аттестационной комиссии работник имеет право апеллировать к Ученому совету вуза.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОПЛАТА ТРУДА. ОТДЫХ.

3.1. Первичным и основным структурным звеном вуза является кафедра. Административные реорганизации не могут вести к упразднению данного звена. Руководитель кафедры избирается коллективом кафедры и утверждается Ученым советом вуза. Срок исполнения обязанностей руководителем кафедры, не прошедшим процедуру выборов, на временной основе ограничивается 6 месяцами, после чего обязательно проведение выборов на замещение этой должности.

3.2. Максимальная учебная нагрузка ППС на одну ставку составляет 520 академических часов (один академический час равен 45 мин.), аудиторная (контактная) нагрузка – сто восемьдесят академических часов. Научная работа (публикации, конференции, подготовка диссертации) дает право на уменьшение учебной нагрузки. Нормирование видов работы ППС осуществляется с участием профсоюзов.

3.3 Режим работы ППС не может включать проведение занятий продолжительностью более двух пар (4 ак. часов) подряд и более четырех пар (8 ак. часов) в день. Промежутки времени между занятиями («окна») оплачиваются. При составлении расписания занятий учитывается мнение представителей профсоюза.

3.4. В структуре заработной платы работников вуза не менее 80% составляет гарантированный должностной оклад. Надбавки, премиальные и стимулирующие выплаты не могут превышать 20% заработной платы.

3.5. Минимальный должностной оклад на одну ставку ППС не может быть меньше средней зарплаты по соответствующему региону, а средняя зарплата ППС не может быть меньше, чем двойной размер средней зарплаты по региону.

3.6. Профсоюз участвует в определении критериев премирования работников, начисления им стимулирующих выплат. Процедура начисления премии должна иметь четкий и прозрачный характер, ее критерии — конкретны и количественно измеримы. Положение о премировании (стимулирующих выплатах) составляет неотъемлемую часть коллективного договора.

3.7. Соотношение максимальной к минимальной среднегодовой зарплаты работников вуза, включая ППС и администрацию, устанавливается в размере 5 к 1.

3.8. Не реже одного раза в полгода заработная плата подлежит индексации на величину инфляции плюс один процент.

3.9. Работник не может быть принят в штат менее чем на 0,5 ставки, перевод на часть ставки возможен только по личному заявлению работника.

3.10. Не менее 80 процентов учебной нагрузки должно выполняться штатными работниками.

3.11. Один раз в десять лет работник имеет право на оплачиваемый длительный (творческий) отпуск продолжительностью один год. За работником, находящимся в длительном отпуске, сохраняется зарплата в размере не менее должностного оклада. По желанию работника длительный отпуск может быть заменен денежной компенсацией.

3.12. Расходы на повышение квалификации работников несет вуз. Наличие научных публикаций в рецензируемых научных журналах или методических работ, чтение специальных курсов, участие в конференциях всероссийского или международного уровня, выступления на научных семинарах может быть засчитано как повышение квалификации.

4. УСЛОВИЯ ТРУДА

4.1. В аудиториях и других рабочих помещениях должна поддерживаться температура – 22-24 градуса, влажность – 50-60%. Площадь учебных аудиторий должна составлять не менее 2 кв.м. в расчете на одного студента. Уровень шума в вузовских помещениях — не более 40 ДБ. Должна быть обеспечена принудительная вентиляция помещений. Учебный процесс обеспечивается доской (электронной доской), качественным мелом или маркером и т.п. Структурные подразделения должны быть обеспечены всей необходимой оргтехникой. Каждый преподаватель должен иметь индивидуальное оборудованное рабочее место: стол, персональный компьютер (стационарный или ноутбук) с выходом в интернет, возможность использования сканера, копира. Каждому профессору и руководителю образовательной программы предоставляется отдельный кабинет. Регулярно осуществляется аттестация рабочих мест.

4.2. Вуз поддерживает постепенный переход к использованию только открытого программного обеспечения и принципа openaccess в редакционной политике научных журналов. Работникам обеспечивается свободный доступ за счет вуза ко всем основным электронным российским и международным базам научных публикаций.

4.3. В каждом подразделении должна быть оборудована комната отдыха для ППС, обеспеченная мягкой мебелью, кофемашиной и кулерами с питьевой водой. Организуется бесплатная парковка для личного автотранспорта сотрудников.

4.4. В каждом учебном корпусе вуза организуются точки общественного питания, которые должны работать с 9 до 21 часа. Договоры с организациями, обеспечивающими питание, заключаться и расторгаются с учетом мнения работников вузов.

4.5. Все туалетные комнаты должны находиться в общем пользовании и быть приспособлены для использования маломобильными работниками; организация отдельных туалетов для представителей администрации не допускается.

4.6. Проход на территорию вуза, в том числе иностранных граждан, осуществляется в любое время по любому документу, удостоверяющему личность.

5. ОХРАНА ТРУДА

В целях обеспечения права на труд, свободный от насилия и домогательств администрация и профсоюз обязуются принимать меры, направленные на предотвращение и пресечение поведения и практик или угроз таковых, целью, результатом или возможным следствием которых является причинение физического, психологического, сексуального или экономического вреда, включая гендерное насилие и домогательства.

Положение об охране труда является неотъемлемой частью настоящего коллективного договора.

6. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ

6.1. Работникам предоставляется возможность пользования спортивной, культурной и рекреационной инфраструктурой, существующей на территории вуза, в любое время на бесплатной основе.

6.2. В случае возникновения экстремальных жизненных ситуаций работники имеют право на получение материальной помощи от администрации. Условия предоставления материальной помощи изложены в соответствующем Положении, являющемся неотъемлемой частью настоящего коллективного договора.

6.3. Работникам с семейными обязанностями (имеющим зависимых членов семьи — несовершеннолетних детей, инвалидов, престарелых родственников) могут предоставляться следующие возможности:

— учет их потребностей при составлении расписания занятий,

— дополнительные оплачиваемые/ неоплачиваемые выходные дни,

— создание детских групп, детских садов,

— возможность выполнения части работы дистанционно,

— учет семейного положения (например, декретного отпуска) при прохождении конкурсных, аттестационных процедур.

6.4. Дети сотрудников имеют право на пятидесятипроцентную скидку при оплате обучения в данном вузе на коммерческой основе. Сотрудники имеют право на стопроцентную скидку при оплате получения второго высшего образования в своем вузе.

7. ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ

Администрация оперативно публикует на официальном сайте в машиночитаемом виде все внутривузовские нормативные акты, приказы, штатное расписание подразделений; данные по заработной плате всех сотрудников с указанием ФИО, подразделения и должности; отчеты о финансовой и хозяйственной деятельности вуза, видеозаписи заседаний Ученого совета вуза и протоколы Ученых советов всех его подразделений.

8. СТАТУС И ПРАВА ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

8.1. Все профсоюзные организации, действующие в вузе, равноправны и признаются администрацией в качестве социальных партнеров.

8.2. Каждая профсоюзная организация обеспечивается помещением на территории вуза и оргтехникой (компьютер с выходом в интернет, сканер, копир).

8.3. Представители всех профсоюзных организаций входят в состав ученого совета вуза и ученые советы подразделений с правом решающего голоса.

8.4. Администрация обязана в недельный срок предоставлять по запросу в распоряжение профсоюзных организаций любые документы, относящиеся к деятельности вуза.

8.5. Расторжение трудового договора с работником, являющимся членом профсоюза, может осуществляться только с согласия соответствующего профсоюза.

 

Принято решением ЦС Профсоюза «Университетская солидарность» от 9.02.2020

Комментарии