ПРОФСОЮЗ«УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ»ПРОФСОЮЗ«УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ»
Действиязаявления ППОУГК им. М.П. МусоргскогоУниверситетская солидарностьХроника событий
Кто остановит «Шкарупцию»?

Можно ли терпеть нарушения трудовых прав? Конечно, но зачем? На определенном этапе преподаватели Уральской государственной консерватории
им. М.П. Мусоргского, должно быть, подумали именно так. Профсоюза в Консерватории не было с начала 90-х. Зато, в течение многих лет самыми разными способами нарушались права работников. Происходящее внутри консерватории сотрудники метко назвали «Шкарупцией», по имени господина ректора.

Этот режим характеризовался немыслимо низкой зарплатой (оклад профессора, к примеру, 1400 рублей для 0,1 ставки), срочным трудовыми договорами (в отдельных случаях – 10 месяцев), регулярными «ползучими» сокращениями и урезанием ставок. Всё это преподносилось, разумеется, под соусом «денег нет». Впрочем, на содержание немалого административного аппарата (и на зарплаты руководства) деньги находились. Результатом подобной политики стало ее полное неприятие со стороны коллектива и, в частности, создание первичной профсоюзной организации «Университетской солидарности» в феврале 2018 г.

С первых дней работа ППО встретила неприятие со стороны администрации консерватории. Следствием стал иск ректора в суд о якобы незаконности создания первичной организации, не увенчавшийся успехом. Суд встал на сторону ППО и своим решением от 8 июня 2018 года признал ее создание законным.

Администрация вуза не остановилась на этом и подала апелляцию. В дополнение ко всему в ней содержалась критика Устава «Университетской солидарности». Но и в этом случае областной суд встал на нашу сторону и оставил решение суда первой инстанции в силе, в дополнение взыскав с УГК 7 тыс. рублей судебных расходов.

Одновременно с судебными разбирательствами профсоюзные активисты столкнулись с полным игнорированием в течение 9 месяцев всех обращений и требований. В частности, председатель ППО Сергей Белоглазов неоднократно запрашивал информацию по поводу помещения, информационного стенда, документов для работы профсоюзной организации, в конце концов подав иск от Профсоюза в целом и от ППО по поводу нарушения ст. 377 Трудового кодекса Российской Федерации, с требованием предоставить помещение, стенд и документы. И в этот раз суд (решение от 24.10.2018) встал на сторону профсоюза, удовлетворив практически все исковые требования. По суду взыскано с ответчика 15 тыс. рублей представительских расходов, 6 тыс. рублей госпошлины. Но решение не вступило в законную силу из-за злоупотребления ректором правом на апелляционное обжалование.

«Сложившаяся ситуация не позволяет ППО полноценно функционировать в соответствии с главой 58 Трудового кодекса», — отмечает председатель ППО в консерватории.

Администрации вуза удалось отыграться не в судах, но на практике: после окончания срочного трудового договора с Сергеем Белоглазовым (30.06.2018) ректор отказался заключить с ним договор на следующий учебный год с 1 сентября 2018 на 0.25 ставки профессора, сославшись на якобы отсутствие его должности профессора в штатном расписании.

«Это подлое сведение счетов нельзя было оставить без внимания и мною был подан иск в порядке ст. 64 ТК РФ (отказ работодателя в заключении трудового договора по причине дискриминации (принадлежность к профсоюзной организации). На сей раз судом первой инстанции иск оставлен без удовлетворения, в связи с чем будет подана апелляционная жалоба», — рассказывает о продолжении борьбы за свои права Сергей Белоглазов.

Особо хотелось бы отметить работу активистов «Университетской солидарности» по выступлениям и публикациям на тему дискриминации в вузах. Так в марте 2016 года в Екатеринбурге проходило выездное заседание Совета при Президенте Российской Федерации по правам человека, на котором эксперты от «Университетской солидарности» (Д.В. Трынов, М.Г. Лордкипанидзе) выступали на круглом столе и секции на эту тему. Кроме того, опубликованы несколько статей, отражающие наиболее острые аспекты имеющихся проблем.

По мнению наших коллег, суды продолжают пока что игнорировать дискриминацию, подменяя ее простым нарушением трудового права. В случае с С.Г. Белоглазовым судья О.А. Тихонова не только не увидела дискриминацию в отношении председателя ППО, но и нарушила ст. 37 Конституции РФ, ст. 284, 288 ТК РФ, создав своим решением преимущество для ректора Шкарупы и проректора Резникова, которые занимают должности профессора по внутреннему совместительству на кафедре специального фортепиано (соответственно 0,4 и 0,5 ставки), не предоставив работу в этой должности профессору Белогазову на 0,25 ставки по основному месту работы.

Для прояснения некоторых обстоятельств важно отметить, что господин Шкарупа работает на 2 должностях (ректор и профессор), а господин Резников и вовсе на 3 должностях (проректор по учебной работе, заведующий кафедрой, профессор), при том, что на кафедре многие ППС работают на долях ставки, а С.Г. Белоглазов вообще лишен возможности трудиться.

«Одновременно судья нарушила и нормы процессуального права», — замечает Марина Лордкипанидзе.

Так, «многостаночник» Резников в консерватории и в суде выступал сразу в нескольких качествах. Он был и представителем от УГК просто с приказом об и. о. ректора (напомним, что для суда нужна обязательно доверенность от юридического лица), и как слушатель (т. е. должен был сидеть молча и не выступать), а также как свидетель, причем без расписки по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации о предупреждении за дачу ложных показаний. Вот с таким уровнем судопроизводства мы столкнулись в суде первой инстанции.

В заключении хотелось сказать, что подобное расходование денежных средств на зарплату должностным лицам, занимающим по несколько вакансий означает злоупотребление служебными полномочиями, т. е. квалифицируется как коррупционное преступление по ст. 285 Уголовного кодекса. Соответственно будет подано заявление от ППО в Прокуратуру и Министерство культуры Российской Федерации об изложенных выше фактах. По нашему мнению, незамедлительно требуется проведение финансовой проверки Уральской государственной консерватории и проверки нарушений трудовых прав профессорско-преподавательского состава вуза. Отдельно стоит обратить внимание на конкурсы ППС и выборы заведующих кафедрами (здесь на виду множество нарушений).

Отрадно, что ситуацией заинтересовалось Радио свобода и сделала обзор на своем сайте о происходящем в УГК.

Контакты: председатель ППО Белоглазов Сергей Григорьевич, профессор, Заслуженный деятель искусств РФ, 89022665072.

Сопредседатель Межрегионального профсоюза работников высшей школы «Университетская солидарность» Павел Кудюкин, 89161801328.

Председатель ППО Уральского федерального университета «Университетской солидарности» Дмитрий Трынов, https://www.facebook.com/dmitry.trynov.


Контекст
ДействияМФТИУниверситетская солидарность
Тайное становится явным: МФТИ представил внутренние документы о работе Ученого совета
Об этом стало известно в ходе очередного заседания Зюзинского районного суда о проведении незаконного (с нашей точки зрения) конкурса на позицию профессора кафедры высшей математики. Именно по итогам этого конкурса  Ученый...
авторы пишутЗаявлениеМФТИ
"Говорят, кандидат ненастоящий!"
Перед завтрашним заседанием суда по иску о восстановлении Максима Балашова символично подоспело официальное заявление ВАК: «На своем заседании 16 октября 2018 г. экспертным советом ВАК при Минобрнауки России по математике...
ДействияУГК им. М.П. МусоргскогоУниверситетская солидарностьюридическая помощь
Следовать букве закона: Уральскую государственную консерваторию обязали выполнить требования Профсоюза
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга частично удовлетворил иск Межрегионального профсоюза работников высшей школы «Университетская солидарность» к Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского. По сути, УГК должна выполнить все основные требования...