
В наш профсоюз регулярно приходят письма со всей страны (из Москвы, Санкт-Петербурга, Центральной России, Сибири, Урала), в которых преподаватели описывают ситуацию увольнения в связи с «не объявлением конкурса» на замещение должности, в которой они проработали десятки лет. Сокращение проводится по следующей традиционной схеме:
-
Интенсификация труда. То есть манипуляции с нормами времени учебной работы – исключение из учебной работы часов на прием экзаменов и зачетов, исключение из норм часов на проверку расчетно-графических работ, контроль самостоятельной работы, проведение практик, пересдач экзаменов и зачетов и тому подобное. Как неотъемлемая часть учебного процесса вся эта работа преподавателями безусловно выполняется, но не оплачивается. Дополнительно производится перевод существенной части учебных часов, отведенных на дисциплину, из аудиторных занятий в самостоятельную работу студентов. Целью этих манипуляций является сокращение числа ставок ППС при сохранении общего объема работы ППС вуза для выполнения майских указов Президента по уровню средней заработной платы ППС вуза.
-
Дробные ставки. На первом этапе преподавателям предлагается перейти на доли ставки. Доходит до абсурда – высококвалифицированные профессора с гигантским опытом работы вынуждены соглашаться на труд по основному месту работы на 0,3-0,4 ставки. На этом этапе выявляются преподаватели, которые не соглашаются на существенное изменение условий их трудового договора, не лояльные руководству, с чувством собственного достоинства требующие выполнения Кодекса РФ (Трудового, по отношению к себе).
-
На втором этапе сокращения штата эти «не правильные» преподаватели сокращаются совсем, путем «не объявления конкурса» на замещение должности преподавателя при окончании срока трудового договора. Таких преподавателей – десятки тысяч. Напомню, что сократить согласно «дорожной карте» с 2012 по 2018 год требуется (вред сокращения обсуждался здесь) 139 428 преподавателей российских вузов. Таким образом, массовость сокращений ППС России установлена Распоряжением Правительства РФ №2620-р. Защиты против «не объявления конкурса» на должность у преподавателя нет – суды регулярно выносят решения о праве ректора определять штатное расписание. Так что единственное, что может помочь это активные коллективные действия профсоюза.
Следует отметить, что в Отраслевом соглашении представители работников вузов и Минобрнауки договорились, что «увольнение считается массовым в следующих случаях:
Сокращение численности или штата работников в количестве:
- 20 и более человек в течение 30 дней;
- 60 и более человек в течение 60 дней;
- 100 и более человек в течение 90 дней.
Сокращение штата на 20 человек (или штатных единиц) означает в небольших провинциальных вузах сокращение более 5 – 10% преподавателей. Но и такие реально массовые сокращения ректоры научились прятать — ставки исключаются из штатного расписания, но не одномоментно, а в течение года. Такие увольнения скрывают за постепенным переводом ставок в нагрузку на условиях почасовой оплаты.
Фактически, преподавателя увольняют по сокращению штата, но компенсации, которая положена при таком увольнении, он не получает. Такое увольнение не вызывает у ректора никаких затруднений, ни моральных, ни юридических.
Заключить стандартный трудовой договор на неопределенный срок, чтобы защититься от таких сокращений, преподавателю тоже не дают – злоупотребляя правом, предоставленным статьей 59 ТК РФ, используя административное давление, работодатель добивается согласия преподавателя на срочный трудовой договор, причем в течение последних 5 лет сроки этих договоров стали стремительными – на глазах сократились с обычных 5 лет до 1 года, 10 месяцев и даже 7 месяцев. Для преподавателей высочайшей квалификации через 20-40 лет трудового стажа работа в родном университете внезапно превратилась в работу на условиях бесконечного испытательного срока, хотя испытательный срок в принципе запрещен ТК РФ даже для начинающих ППС.
Необходимо добиваться от всех ректоров признания увольнения преподавателя в связи с «не объявлением конкурса» на замещение должности – увольнением по сокращению штата. В этом случае преподаватель, как слабая сторона трудовых отношений, получит компенсацию, а ректор, учитывая сложные формальности увольнения по сокращению штата, подумает, как без махинаций выполнить майские указы Президента по реальному повышению зарплаты ППС.