
Дискуссионная статья Константина Морозова о воинском призыве и высшей школе.
При обсуждении проекта платформы нашего профсоюза вокруг пункта об отношению к призыву среди членов Оргкомитета возникли разногласия. На данный момент имеются два варианта этого пункта:
1. Вариант, предложенный А. Гусевым и К. Морозовым: «Свободный профсоюз преподавателей вузов России «Университетская солидарность» выступает за отмену принудительного призыва в армиюи полный переход к формированию вооруженных сил на добровольной основе (в том числе милиционные части самообороны, формируемые на местах, по образцу Национальной гвардии США). Отказ от «призывного рабства» необходим как для страны в целом, так и для высшей школы, т.к. в настоящее время немалое число молодых людей приходят в вузы (и аспирантуру) не столько учиться, сколько для того, чтобы избежать призыва на военную службу, что серьезно отравляет атмосферу в высшей школе».
2. Вариант, предложенный П. Кудюкиным: «Поскольку в настоящее время немалое число молодых людей приходят в вузы (и аспирантуру) не столько учиться, сколько для того, чтобы избежать призыва на военную службу, что серьезно отравляет атмосферу в высшей школе, свободный профсоюз преподавателей вузов России «Университетская солидарность» выступает за такую реформу вооружённых сил, при которой они перестанут быть пугалом для юношей».
После проведения отдельной дискуссии по этому вопросу, в которой приглашаем принять участие всех заинтересованных лиц, мы добавим в Платформу ту формулировку, за которую проголосует большинство делегатов Учредительной конференции создающегося профсоюза.
По подобной же схеме будут обсуждаться все спорные программные положения.
Мы начинаем обсуждение публикацией дискуссионной статьи члена Оргкомитета по созыву Учредительной конференции Свободного профсоюза преподавателей вузов России «Университетская солидарность» Константина Морозова.
* * *
То, что отношение преподавателей к призывной системе разное, стало для меня сюрпризом еще ранней весной прошлого года, когда только что складывающаяся наша Инициативная группа «Ассоциации преподавателей высшей школы» стала вырабатывать свою Декларацию.
То, что мне казалось столь очевидным и бесспорным, для многих моих коллег оказалось и небесспорным и неочевидным.
Предложенная тогда мною формулировка, что «Участники Ассоциации намерены бороться за:
… Отмену призывной и полный переход на контрактную систему формирования армии (т.к. в настоящее время немалое число молодых людей приходят в вузы (и в аспирантуры) не учиться, а прятаться от призыва в армию)», не нашла поддержки.
Главные аргументы, который тогда звучали, что принцип формирования армии- вовсе не дело вузов и ассоциации вузовских преподавателей. Что ставить это требование глупо, так как это требование мало выполнимо!
Сейчас при обсуждении платформы нашего профсоюза я вновь поднял требование об отказе от призывной системы и вновь вспыхнули споры, хотя с уже иными аргументами.
Мы решили вынести этот вопрос на общую дискуссию. Действительно, а должен ли профсоюз преподавателей бороться против «призывного рабства»?
На первый взгляд, действительно- «где имение, а где вода?».
Казалось, бы в отличие от насущных вопросов нищенских зарплат, трудных условий работы, произвола вузовского начальства, реформ «сверху», принудительных слияний вузов и т.д. и т.п., вопрос о «призывном рабстве» напрямую ни вузы, ни преподавателей не затрагивает.
Но я совершенно убежден, что «призывное рабство» есть зло, есть крепостнический пережиток, который отравляет и будет отравлять атмосферу и в стране и в вузах.
Страх «дедовщины» и произвола офицеров, дух несвободы и насилия над личностью заставляет миллионы молодых парней прятаться от армии. И главное место, где они прячутся от армейского крепостничества — это вузы.
И не буду осуждать за это. Я отслужил два года рядовым по призыву в Советской армиии уверен, что по степени несвободы и неуважения к человеку сразу за армией – идут только тюрьма и лагерь! Но, то что было тридцать лет назад в Советской армии выглядит по с равнению с реалиями российской армией цветочками! Хотя, это еще те цветочки были!
Призрак отправки в армейскую казарму маячит и перед абитуриентом, заставляя и его и его родителей предпринимать сверхусилия для того, чтобы всеми правдами и неправдами поступить в вуз.
Этот призрак отправки в армейскую казарму нерадивого студента маячит и перед преподавателем, думающим, что поставленная двойка, вполне может, как минимум лишить человека здоровья.
Я уверен, что и страну и вузы нужно навсегда избавить от принудительного призыва.
Я не согласен, что переход на контрактную основу призыва — есть неолиберальное требование! Отказ от «призывного рабства» — есть общедемократическое требование.
Но, я не настаиваю исключительно на контрактной армии и вполне согласен на ту компромиссную формулировку, которую при обсуждении платформы предложил Алексей Гусев (и которую я немного дополнил):
«Свободный профсоюз преподавателей вузов России «Университетская солидарность» выступает за отмену принудительного призыва в армию и полный переход к формированию вооруженных сил на добровольной основе (в том числе милиционные части самообороны, формируемые на местах (по типу Национальной гвардии США). Отказ от «призывного рабства» необходим, как для страны в целом, так и для высшей школы, т.к. в настоящее время немалое число молодых людей приходят в вузы (и аспирантуру) не столько учиться, сколько для того, чтобы избежать призыва на военную службу, что серьезно отравляет атмосферу в высшей школе».
Я абсолютно убежден, что от дедовщины, произвола и насилия в призывной российской армии, не избавившись от принудительного призыва — НЕ ИЗБАВИТЬСЯ НИКОГДА! Не нужно иллюзий! За двадцать лет стало только хуже и дальше лучше не будет!
Гниющая армия так и будет заражать всё наше общество!
Ни вузы , ни преподаватели не должны делать вид, что эта проблема их не касается!
Константин Морозов,
д.и.н.,профессор кафедры гум. дисциплин ФГУ РАНХиГС и профессор кафедры истории России Нового времени РГГУ,
член Организационного комитета по созыву Учредительной конференции Свободного профсоюза преподавателей вузов России «Университетская солидарность»