Откуда деньги?

В процессе обсуждения наших предложений мы часто слышим аргументы от разного рода начальников: «Откуда взять деньги?» Например, на длительный отпуск преподавателей, на гарантии по минимальному размеру зарплаты преподавателя, на индексацию окладов, на трудоустройство и выплату зарплаты тем преподавателям, кого совершенно безобразно оформляют почасовиками по договорам гражданско-правового характера с выплатой в конце года и прочее.

Предлагаем вашему вниманию выполненный нами расчёт по нормативам министерства образования и науки на подушевое финансирование обучения студентов (а также магистрантов и аспирантов) из средств госзадания: 2017 год, 2018 год. Этот расчёт выполнен в консервативных предположениях, что доля победителей и призёров олимпиад среди поступивших в МФТИ не более 24% (коэффициент 1.3, а не 1.7) и отсутствуют надбавки за работу с инвалидами (нет коэффициента 2.0).

Какие ключевые моменты можно отметить:

  1. Принципиальную роль (коэффициент почти 4) играет «московская прописка» МФТИ. Именно из-за неё даются дополнительные средства на доведение нашей с вами зарплаты до двухкратной средней по региону. Для сравнения, коэффициент для Московской области около 2.4.
  2. Также МФТИ получает хороший коэффициент за баллы ЕГЭ абитуриентов, процент олимпиадников среди поступивших (см. замечание выше), наличие НИР в объёме не менее 0.5 млн. рублей в год на одного научно-педагогического работника, и наличие не менее 1 публикации в год на одного научно-педагогического работника.
  3. Из расчёта видно, что примерно 80% от общего объёма госзадания предназначено именно для оплаты труда преподавателей и работников, непосредственно участвующих в учебном процессе (учебно-вспомогательный персонал). Эту пропорцию в смягчённом виде мы предлагаем зафиксировать в коллективном договоре (пункт 11).
  4. По данным мониторинга показателей вузов (пункт V.22), в МФТИ 392 штатных преподавателя. Конечно, у нас далеко не все штатные, но даже если считать по ставкам (примерно 900 по нашим данным), то на каждую ставку преподавателя в МФТИ приходится около 2.6 млн. денег из госзадания, предназначенных адресно для зарплат преподавателей. То есть 1.72 млн. в год чистой зарплаты после всех налогов и уплаты членского взноса в профсоюз. Собственно, открывая тот же мониторинг, пункт V.28, мы видим объявленную среднюю зарплату штатных преподавателей в 120 тыс. рублей в месяц (до НДФЛ), что косвенно подтверждает правильность вычислений.
  5. В данном расчёте нигде не участвует требование доводить соотношение преподаватели:студенты до 1:12, о котором часто заявляют представители ректората, намекая на возможные сокращения преподавателей. На самом деле до 2015 года в рамках финансирования по госзаданию МФТИ явно предписывалось иметь это соотношение равным 1:3.
  6. Этот расчёт касается только средств государственного задания, предназначенных непосредственно на обучение студентов и аспирантов. Средства программы «топ-100», научных грантов, распилов на строительство и ремонт зданий, а также «освоение Арктики» здесь не учитываются.

[Upd] По плану финансово-хозяйственной деятельности на 2018 год, обновлённому в июне 2018 года, госзадание в МФТИ на 2018 год составляет 2.972 млрд. рублей, в хорошем соответствии с приведёнными выше расчётами. Правда выплаты преподавателям обозначены в плане (с учётом начислений на фонд оплаты труда) на уровне 36.5% от объёма госзадания, что крайне далеко от расчёта по нормативам министерства. Видимо, выполнение майских указов (2012 года) в части поддержания уровня зарплат преподавателей уже не считается актуальным.

Откуда деньги?: 14 комментариев

  1. 400 тыс. с одного студента на оплату труда ППС в год. Вычитаем социальные отчисления 30%, остается 280 тыс. А дальше — соотношение. Если соотношение 1/12, то 12 студентов обеспечат зарплату преподавателя за 12 месяцев, то есть средний преподаватель в среднем должен получать 280 тысяч. Если, как Вы пишете, в МФТИ — 1/6, то — 140 тысяч в среднем.
    И хорошо бы еще рядом поставить учебный план направления и посчитать среднюю аудиторную нагрузку этого среднего преподавателя, ту нагрузку, что вуз оплачивает.

  2. Аудиторная нагрузка у нас 12-14 часов, это если лекции или семинары. Лабораторные идут как 0.5 условных часа за 1 реальный. Что касается учебного плана и часов в нём, то одно с другим трудно сравнить. Какие-то занятия преподаватель ведёт на два факультета (200-250 человек), какие-то на один (100-150 человек), какие-то на группу (18 человек) или пол-группы (9 человек). А на базовых кафедрах занятия вообще могут идти для 3-5 студентов/магистрантов.

    • элементарно. В учебном плане группы N стоит 1 пара с группой — считаем 2 часа, стоит 1 пара в двух подгруппах считаем 4 часа, стоит одна пара в потоке из 5 групп, значит за работу с группой N преподавателю будет оплачено 2/5=0,4 часа. И так по всему учебному плану. Лучше посчитать за весь период обучения с фактическим количеством студентов на каждом курсе. Считать оплачиваемую нагрузку лучше на группу — на всех студентов в группе. Посчитали, условно, на 1-4 курсах данного направления учится 90 человек, количество часов, допустим, 5600 часов. 90 студентов — это 90/6=15 преподавателей. 5600/15=370 часов оплачиваемой вузом преподавателю учебной нагрузки в год в среднем. Сравниваем с цифрой в карточке учебных поручений, в индивидуальном плане преподавателя. Долго подбираем литературные слова…

      • У нас начиная с 3 курса каждый студент фактически по индивидуальному плану учится. Но грубо прикинуть можно так: студент загружен аудиторно примерно 40 часов в неделю. Учебных недель 30 в году, то есть студент даёт 220 рублей (чистой зарплаты после налогов и профсоюзного взноса) за аудиторный час. Если преподаватель ведёт 12 часов в неделю для 18 студентов (самый типовой случай у нас), то получается 47520 в неделю. Если умножить на 30 аудиторных недель в году и размазать на 12 месяцев (как положено при трудовом договоре более чем на год), то будет 118800 в месяц чистыми. В общем, то же самое, что получилось при расчёте по количеству студентов и ставкам преподавателей.

        • штатные ставки ППС должны составлять не менее 50% (иногда 70%) по образовательному стандарту, хотя с другой стороны у Вас стандарт собственный.
          Сомневаюсь в 900 ставок.

        • 40 часов аудиторных в неделю — это очень много. В образовательных стандартах третьего поколения был установлен для большинства нправлений предел 27 часов (без учета физкультуры), в некоторых 32 часа (энергетика). Что в ваших стандартах — надо смотреть.

          • По типичным расписаниям 1-го курса выходит 38-40 часов: https://mipt.ru/about/departments/uchebniy/schedule/study/

            Где-то с 4-го курса аудиторная загрузка студентов становится меньше, но и структура занятий меняется, там уже преподаватель ведёт занятия зачастую для нескольких студентов. Так что в целом баланс выглядит реалистично.

            Что касается ставок, то около 400 штатных — это похоже на правду. А всё остальное — это очень нестабильно, потому как преподавателей на базовых кафедрах/специализациях (которые ведут для нескольких студентов) могут и на (нечётко регламентированную) маленькую долю ставки оформить, могут и почасовиком сделать с оплатой в конце года.

  3. Уведомление: » К проблемам высшей школы. Тезисы выступления

  4. Уведомление: Недвижимость и коммунальные расходы | Первичная профсоюзная организация "Университетская солидарность" МФТИ

  5. Уведомление: Финансы МФТИ | Первичная профсоюзная организация "Университетская солидарность" МФТИ

  6. Уведомление: Зачётные единицы в МФТИ | Первичная профсоюзная организация "Университетская солидарность" МФТИ

  7. Уведомление: Цена вопроса | Первичная профсоюзная организация "Университетская солидарность" МФТИ

  8. Уведомление: Физтех-лицей, не путать с физтех-школой | Первичная профсоюзная организация "Университетская солидарность" МФТИ

  9. Уведомление: Навстречу 70-летию.  Don’t stop me now! | Первичная профсоюзная организация "Университетская солидарность" МФТИ

Добавить комментарий для Ванда Тиллес Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code