Встреча в ректорате [UPD 05.04.2017]

В четверг 30 марта состоялась встреча представителей профсоюза с проректором Дмитрием Александровичем Зубцовым. Предлагаем вашему вниманию наши вопросы и полученные ответы.

1. Выделение средств топ-100 на научную работу на общеинститутских кафедрах. Мы слышали от руководства, что в сумме на это планировалось выделить 25 млн. руб. в 2017 году. Так ли это и какое будет распределение этих средств по кафедрам, когда поступят средства?

Да, распределение средств топ-100 уже началось и скоро на институтских кафедрах будет безусловное финансирование на научную работу.

2. Командировки на международные конференции из средств программы топ-100 и особенности командирования сотрудников общеинститутских кафедр. Мы хотели бы видеть в открытом доступе нормативную базу, от которой зависит оплата или неоплата командировки из средств топ-100, из которой сотрудник МФТИ (в первую очередь сотрудник общеинститутской кафедры) мог бы понять, какие поездки ему могут оплатить, а какие нет. Также мы считаем, что не помешала бы открытость в смысле опубликования результатов таких поездок на сайте МФТИ, в виде «профессор такой-то сделал такой-то доклад на такой-то конференции». Если речь идёт о борьбе с злоупотреблениями поездками со стороны сотрудников, то открытость – это лучшее лекарство от злоупотреблений.

Сотрудникам институтских кафедр софинансирование для оплаты поездки требоваться не будет, кроме случаев, если на кафедре человек совместитель, а основное место работы – лаборатория. Условия финансирования из топ-100 те же: доклад с указанием аффилиации МФТИ, ограничений по количеству поездок пока нет. Идея о том, что на сайте МФТИ должны быть ссылки на все поддержанные топ-100 поездки и доклады, Д.А. Зубцовым воспринята с энтузиазмом.

3. Будет ли объявлен конкурс на лаборатории, в котором могли бы участвовать коллективы чистых математиков? На данный момент по чистой математике лабораторий в МФТИ нет. Как нам известно, конкурс планировался в феврале 2017, но никаких объявлений не последовало. Нас также беспокоит, что многие средства топ-100 распределяются, в том числе на поддержку лабораторий, вовсе без конкурса. Как и в предыдущем пункте, мы считаем, что ситуацию может оздоровить открытость – конкурсы должны быть открытыми и результаты работы лабораторий должны быть открыто и подробно освещены на сайте МФТИ. Тогда желающих растрачивать средства на фиктивные проекты будет меньше.

Конкурс на лаборатории будет, о нём предварительно объявлено на учёном совете 30 марта. Официальное объявление будет 4 апреля. Финансирование на лабораторию будет 6 млн. в год, будет требоваться софинансирование (неясно откуда) и могут быть всякие невыполнимые требования по импакт-факторам журналов и количеству публикаций. По крайней мере, примеряя такие условия на кафедру высшей математики, мы настроены пессимистично.

[UPD 05.04.2017] В международном отделе говорят, что по их информации софинансирование поездок всё же требуется. Обещанный конкурс лабораторий из средств топ-100 не объявлен, ответственный за эти дела проректор Т. А.-Х. Аушев не доступен для комментариев.

4. Нам стало известно, что в марте 2017 были некоторым образом распределены 72 млн. руб. из средств государственного задания на НИР. Когда мы поинтересовались у заведующего кафедрой высшей математики Г.Е. Иванова, он не смог объяснить, что это за деньги и как они распределялись, то есть информация до заведующего крупной общеинститутской кафедры не была доведена. При этом от кафедры была написана заявка на финансирование из госзадания и её можно было бы тоже рассмотреть. Не знали и многие другие заведующие кафедрами. Нас удручает такая закрытая процедура распределения средств без экспертизы и открытого опубликования условий конкурса.

При распределении 72 миллионов на НИР из госзадания были оповещены только директора школ, которые по сути сами решали, какие заявки на эти деньги подать. На институтские кафедры информация не была доведена. Д.А. Зубцов согласен с нами, что это большая ошибка.

5. На сайте МФТИ до сих пор нет ссылки на сайт профсоюза «Университетская солидарность» и не выделено помещение для первичной профсоюзной организации.

Нам в очередной раз пообещали сделать ссылку на сайт профсоюза с официального сайта МФТИ.

6. Ситуация с фондами кафедр. Хотелось бы увидеть статистику и планы на ближайший год по фондам общеинститутских кафедр по месяцам. Также нас крайне беспокоит ситуация с «зачётными единицами». Не далее как вчера был разослан очередной файл, предполагающий дальнейшее снижение количества зачётных единиц на кафедре высшей математики и на других кафедрах. По неясным для нас причинам сохранить зачётные единицы удаётся только
кафедре общей физики. Мы считаем, что система зачётных единиц, измеряющих трудозатраты студента, не должна иметь отношения к системе оплаты труда преподавателя. Нетрудно понять, что чтение лекций требует больших усилий от преподавателя и довольно небольших от студента, а выполнение лабораторной или тем более домашней работы – наоборот.

Общая стратегия руководства заключается в том, что фонды кафедр не должны уменьшатся. Про конкретную таблицу с зачётными единицами (в которой курсы кафедры высшей математики были понижены в цене на 20-30%) было объявлено, что это сырая и ошибочная версия.

Произошло некоторое обсуждение. Мы в очередной раз заявили, что преподавателям понятна только оплата по аудиторным часам. Д.А. Зубцов настаивал, что без системы зачётных единиц возможны накрутки аудиторных часов с помощью дробления группы на части на лабораторных работах и т.п. Мы считаем, что такие злоупотребления должны пресекаться в отдельном порядке, а в целом зарплата должна быть пропорциональна аудиторным часам. Кроме того, мы отметили, что сейчас пара чтения лекций ценится менее, чем пара проведения семинаров, хотя система зачётных единиц вроде бы диктует обратную зависимость. Это создаёт демотивирующие условия для преподавателей. Д.А. Зубцов ответил, что такое может быть, но это решается руководством кафедр и ему в это вмешиваться трудно.

7. Динамика ситуации с нагрузкой для разных категорий: ассистентов, доцентов, профессоров. С 2015 года продолжается ползучее увеличение нагрузки, хотя и противодействие со стороны преподавателей и нашего профсоюза позволяет его несколько сдержать. Сравнивая показатели на разных кафедрах, мы видим, что нормы нагрузки на разных кафедрах разные. До сих пор отсутствуют внутренние нормативы, регулирующие уровень аудиторной нагрузки для преподавателей, в смысле количества часов лекций, семинаров, лабораторных работ в неделю.

Нагрузку обещали не увеличивать. Мы обратили внимание на то, что хотели бы видеть ориентиры именно в виде ограничения аудиторной нагрузки, так как многим преподавателям менее приоритетны деньги, но хочется иметь контролируемую аудиторную нагрузку. В частности, опять таки, преподавателям нужно иметь меньшую аудиторную нагрузку при чтении лекций по сравнению с ведением семинаров.

8. Разбор случая с теоретической механикой. Вероятно, нам всё-таки придется настаивать на встрече с ректором, так как решение вопроса о курсе теоретической механики (возникшего из-за банального отсутствия консультаций со специалистами и административного разгильдяйства) теперь требует неадекватно больших усилий огромного числа специалистов, вплоть до задействования и. о. президента РАН В.В. Козлова. Такую ситуацию нельзя признать нормальной! Сейчас предлагается на будущее создать комиссию, которая будет решать такие вопросы. У нас есть серьёзные сомнения в возможности решать такие вопросы комиссиями внутри МФТИ из-за возможного недостатка её компетентности. По нашему убеждению, вопросы о модернизации общеинститутских учебных курсов должны решать профильные для данного предмета кафедры совместно со специалистами из учреждений РАН соответствующего профиля, изыскать интеллектуальные ресурсы только в МФТИ для создания такой комиссии (комиссий) нереалистично.

Пока ситуация с заменой теоретической механики не разрешилась. О порядке аналогичных инноваций в институтских учебных курсах далее тоже понимания нет, хотя мы настаивали на экспертизе профильными учреждениями РАН. Ещё мы предложили зафиксировать какие-то широкие, но жёсткие формальные ограничения. Например, чтобы лекции по некоторому предмету мог читать только человек, имеющий те же первые 4 цифры ваковской специальности, что и данный предмет.

9. Кооптирование в учёный совет МФТИ нашего представителя на время процедуры выборов/перевыборов члена нашего профсоюза на преподавательскую должность. Наши юристы обнаружили, что согласно «Положению о замещении вакантных должностей профессорско-преподавательского состава» (пункт 11 приказа Министерства образования и науки № 759 от 23.06.2015), профсоюз должен через своих представителей участвовать в работе коллегиального органа на конкурсной процедуре.

Д.А. Зубцов не против включения в учёный совет (или умсик для доцентов и ниже) нашего представителя во время рассмотрения конкурсных документов членов профсоюза. Также мы напомнили о своей готовности делегировать члена профсоюза в учёный совет МФТИ на постоянной основе.

10. Этический кодекс. Мы настаиваем на наших предложениях по изменениям в этический кодекс: явное указание на неприменимость п.8 ст. 81 ТК РФ со ссылкой на этот кодекс. Также мы в целом считаем документ слишком расплывчатым, ущемляющим права преподавателей и не выполняющим свою основную задачу – профилактику коррупционных нарушений.

По этическому кодексу – он принят в некоторой версии, не содержащей наших предложений по исключению действия п. 8 ст. 81 ТК РФ, и также не содержащей никаких указаний на борьбу с коррупцией, ради которой он вроде бы принимался.

11. Коллективный трудовой договор, который будет приниматься в декабре 2017 г. Представители нашего профсоюза должны участвовать в разработке коллективного трудового договора, входя в члены комиссии по его разработке. Подпись председатель первичной профсоюзной организации «Университетская солидарность» должна стоять под этим договором.

Руководство в целом положительно относится к нашему участию в разработке коллективного трудового договора, соответствующие процедуры начнутся летом.

Встреча в ректорате [UPD 05.04.2017]: 6 комментариев

  1. > видимо они просто эту бумагу сами и составляют

    В следующий раз когда будете писать такое, рекомендую спросить на самой кафедре. Вроде бы в одном здании работаем и двери кафедр в рабочее время не запираем.

    • Наш профсоюз считает, что раз уж от схемы распределения зачетных единиц зависят фонды кафедр и зарплаты преподавателей, то эта схема должна обсуждаться максимально открыто и способ ее составления должен быть всем понятен и всеми одобрен. По недавнему варианту этой схемы (которую проректор Зубцов назвал ошибочной) мы видим, что какие-то кафедры оказались ближе, а какие-то дальше от составителей схемы, со всеми вытекающими последствиями.
      Если вам есть что добавить к этой информации, то можете воспользоваться комментариями на этом сайте или хотя бы прислать письмо на почту профсоюза.

      • Значит, вместо того, чтобы убрать некорректное по отношению к коллегам замечание (не соответствующее действительности, если вам так интересно), вы настаиваете на своем праве высказывать любые догадки?

        • Да, мы настаиваем на своем праве высказывать догадки в отсутствие какой либо официальной или полуофициальной информации по этому принципиально важному вопросу. Если у вас есть какая-то информация, поделитесь ею пожалуйста.

          • Кажется, мне удалось раскрыть сей заговор. По-видимому, в разосланном учебным управлением документе единицы за 1-й и 2-й курс считаются по новым правилам («собственный стандарт», 1 з.е. = 45 час), а по старшим курсам — по старым правилам (1 з.е. = 36 час). Все произошло в соответствии с решением о заморозке ситуации с зачетными единицами на следующий год. И никаких «составителей» схемы не существует.

  2. > Мы считаем, что система зачётных единиц, измеряющих
    > трудозатраты студента, не должна иметь отношения
    > к системе оплаты труда преподавателя.

    Совершенно верно!

Добавить комментарий для П.П.В. Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code