ДЕКЛАРАЦИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА РАБОТНИКОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ «УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ»

Декларация профсоюза, утвержденная Учредительной конференцией 27 апреля 2013 г., с внесенными изменениями по результатам голосования каждой из поправок.

Пункт 10, касающийся отношения профсоюза к «призывному рабству», из Декларации  исключен, так как за это проголосовало большинство делегатов. 

 Принята Учредительной конференцией профсоюза 27 апреля 2013г.

Российская система высшего профессионального и послевузовского образования переживает глубокий кризис: доля расходов на образование в государственном бюджете постоянно уменьшается; уровень оплаты труда преподавателей оскорбительно низок, их права нарушаются, они испытывают постоянный диктат со стороны министерских чиновников и администрации вузов; бесконечные реформы «сверху» в сфере образования проводятся без участия профессионального вузовского сообщества и широкой общественности. В последнее время властями предприняты особенно циничные действия в отношении высшей школы: обнародован нелепый рейтинг вузов, в котором ряд учебных заведений бездоказательно отнесен к числу «неэффективных»; запланировано сокращение количества бюджетных мест; министр образования и науки не постеснялся объявить абсолютное большинство занятых в профессии преподавателей, чья зарплата на сегодняшний день меньше 30 тыс. рублей в месяц, «специалистами низкого уровня». Все это вызвало возмущение преподавателей, которое нашло свое выражение в «Открытом письме несуществующему сообществу преподавателей российской высшей школы», собравшем подписи тысячи вузовских работников, а также в целом ряде публичных заявлений представителей преподавательской общественности.

В условиях подъема гражданской активности в нашей стране на повестку дня выходит вопрос о создании эффективной профессиональной организации, защищающей социально-трудовые права, свободы и интересы преподавателей и других работников высшей школы. Именно отсутствие такой структуры, способной противостоять бюрократическому произволу властей, явилось одной из причин деградации системы высшего образования и падения престижа преподавательской профессии. Деятельность так называемого «Профсоюза работников народного образования и науки», входящего в официальную «Федерацию независимых профсоюзов России», сводится к сбору членских взносов, которые автоматически вычитаются из преподавательских зарплат и идут на содержание многочисленной бюрократии, а в последнее время – еще и на организацию публичных политических мероприятий в поддержку действующей власти. Структуры ФНПР, унаследованные от советского времени, на деле являются не профсоюзами, а придатками к администрации вузов и послушными объектами государственного манипулирования. Реальные же интересы работников высшей школы может выражать только профсоюз, созданный ими самими, самоуправляемый и свободный от влияния административных и государственных структур.

Создавая Межрегиональный профессиональный союз работников высшей школы«Университетская солидарность», мы рассчитываем на то, что он объединит наиболее активных коллег, готовых перейти к конкретным делам по защите высшего образования, своих профессиональных и социально-трудовых прав и интересов. Мы будем работать над тем, чтобы завоевать поддержку и стать действенной формой самозащиты для большинства профессорско-преподавательского состава. Наша организация должна представлять собой классический профсоюз, то есть независимое от работодателей и чиновников объединение работников наёмного труда, готовое путем коллективных действий – от переговоров до забастовок – добиваться своих целей. Профсоюз будет использовать все возможности, предоставляемые международно-правовыми нормами и российским законодательством, для работы по правовой защите своих членов, для получения всей необходимой информации от государственных органов и администрации вузов и её распространения, для широкой мобилизации преподавателей на защиту своих прав, свобод и интересов.

Однако место и роль высшего образования в обществе, особенности социально-политической и экономической ситуации в нашей стране не позволят новому профсоюзу ограничиться лишь узко понимаемыми профсоюзными функциями. Наше объединение должно инициировать широкое обсуждение актуальных вопросов, касающихся образовательной политики, миссии высшего образования, обеспечения его доступности для всех граждан, обладающих необходимыми способностями и знаниями, а также демократизации высшей школы и всего политического и экономического строя России.

Мы убеждены, что преподаватель и студент должны стать главными фигурами в российской высшей школе, тогда как роль администрации должна быть сведена к обеспечению условий для эффективной учебной и научной работы (а не жесткому бюрократическому контролю над ними). Преподаватели и студенты российских вузов вполне готовы к реализации принципов академической автономии и самоуправления.

НАШ ПРОФСОЮЗ СОБИРАЕТСЯ БОРОТЬСЯ ЗА:

1. Увеличение бюджетного финансированиявысшего образования. Без решения этой задачи невозможно обеспечить достойную оплату преподавательского труда и воспроизводство специалистов высшей квалификации в нужном объеме. Уменьшение доли бюджетных расходов на образование при одновременном наращивании военных и полицейских расходов недопустимо. Доля образовательных расходов в бюджете должна составлять не менее 7%.

Финансирование из общественных средств является основой реализации правана образование, признанного на международном уровне одним из фундаментальных прав человека. Доступ к высшему образованию должен быть гарантирован обществом для выходцев из любых общественных слоёв, а альтернативные источники финансирования могут носить лишь вспомогательный характер. Принимая во внимание мировую тенденцию движения к всеобщему высшему образованию, Межрегиональный профессиональный союз работников высшей школы «Университетская солидарность» считает, что количество бюджетных мест в вузах России должно не сокращаться, а, наоборот, увеличиваться.

Вместе с тем мы выступаем за отказ от «подушевого» финансирования ВУЗов, которое приводит к нездоровому стремлению любой ценой удерживать студентов независимо от их успехов и отношения к учению.

2. Увеличение заработной платыпреподавателей вузов, которая при нагрузке в одну ставку не менее чем в два раза должна превышать среднюю по экономике. При этом зарплату профессорско-преподавательского состава следует определять на основе базовой ставки и без учета окладов административных работников. Мы выступаем за отмену так называемой «отраслевой системы оплаты труда» как подрывающей профессиональную солидарность и делающей преподавателя зависимым от руководства. Система и размеры оплаты труда должны определяться при участии представительных организаций профессорско-преподавательского. При этом тарифная (гарантированная) часть оплаты должна составлять не менее 70 % всего объёма заработной платы. Мы считаем необходимой скорейшую разработку — при участии свободного профсоюза и вузовской общественности — солидарной системы оплаты труда преподавателей, учитывающей уровень квалификации, реальной нагрузки, качества работы. Такая система должна быть направлена на реализацию в высшей школе принципа «равная оплата за равный труд» (в том числе для совместителей и почасовиков) и обеспечение двух функций заработной платы: воспроизводственной – на это должен быть ориентирован базовый (тарифный, гарантированный) уровень оплаты, позволяющий удовлетворять материальные, профессиональные и духовные потребности преподавателей – и стимулирующей (стимулирующие выплаты, премии и т.п.). Такая система позволит взять то лучшее, что было в Единой тарифной сетке, не воспроизводя ее недостатки, и свести к минимуму произвол начальства в определении совокупного размера зарплаты преподавателя.

Должна быть обеспечена прозрачность системы оплаты труда – к заработной плате неприменимо понятие «коммерческой тайны». Заработная плата руководящего состава учреждений высшего профессионального образования не может более, чем втрое, превышать уровень оплаты преподавателей.

Поэтому мы выступаем за отмену постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов», которое создает серьезные диспропорции в оплате труда работников образования, разрушает профессиональную солидарность, порождает откровенную социальную несправедливость, предоставляет неограниченные возможности для всевластия и произвола вузовской бюрократии.

3. Автономию высшей школы, понимаемую в трёх аспектах:

  • развитие начал демократического самоуправления (включая выборность основных должностных лиц) в образовательных учреждениях, обеспечение права преподавателей и студентов участвовать в решении вопросов, касающихся их профессиональной деятельности;

  • отсутствие идеологического контроля и диктата над высшей школой со стороны государства, включая недопустимость клерикализации государственных и муниципальных образовательных учреждений;

  • отсутствие идеологического контроля за профессиональной деятельностью преподавателей и, тем более, за их политической активностью во внерабочее время.

4. Сокращение количества аудиторных часов, обязательно входящих в ставку преподавателя,и изменение структуры преподавательской нагрузки. Наряду со значительным временем, уделяемым внеаудиторной и индивидуальной работе со студентами и аспирантами, она должна включать в себя и то время, которое уделяется научной и учебно-методической работе.

5. Снижение коэффициента соотношения количества студентов и преподавателей, что позволит улучшить качество работы со студентами и создать новые рабочие места в вузах. Объявленные в декабре 2012 года планы правительства сократить в течение ближайших лет 44% профессорско-преподавательского состава и увеличить нагрузку оставшихся на 28% должны быть отменены.

6. Сокращениевузовского административного аппарата и создание системы эффективного публичного контроля его действий.

7. Отказ от административного произвола при слиянии вузов, наносящего ущерб сложившимся коллективам.

8. Стимулирование и материальное поощрение научной деятельности преподавателей, а также создание системы разветвленной и независимой грантовой поддержки этой деятельности.

9. Развитие условий академической мобильностипреподавателей как в России, так и за рубежом. Преподаватели, занимающиеся научными исследованиями, должны иметь возможность получать академические отпуска по основному месту работы. Мы также считаем необходимым совершенствование системы повышения квалификации и прохождения стажировок (в том числе и за рубежом).

10. Отмену принятого в декабре 2012 года Федерального закона «Об образовании», вызвавшего резкую критику в профессиональном сообществе преподавателей и обществе в целом.Мы считаем, что на основе широкой и открытой общественной дискуссии должен быть разработан новый закон об образовании.

11. Разработку, общественное обсуждение и реализацию проектов, направленных на совершенствование системы высшего образования в России посредством его демократизации, реальной модернизации и приближения к передовым международным стандартам.

12. Всестороннюю поддержку и защиту прав студентов и учащихся любого гражданства на территории РФ.

Межрегиональный профессиональный союз работников высшей школы«Университетская солидарность» кладет в основу своей деятельности следующие основные принципы:

Независимость: неподконтрольность профсоюза каким-либо внешним силам, будь то администрация вузов, органы государственной власти или политические партии;

Демократизм: равенство прав всех членов профсоюза, самоуправление профсоюзных организаций, отрицание вождизма;

Интернационализм: защита прав работников высшей школы вне зависимости от их национальной и этнической принадлежности, противодействие попыткам разъединения их по национальному признаку и разжигания межнациональной розни в обществе в целом.

Межрегиональный профессиональный союз работников высшей школы«Университетская солидарность» выступает за солидарные действия с работниками других отраслей экономики и поэтому присоединяется к Общероссийскому объединению профсоюзов «Конфедерация труда России». Особое внимание мы уделяем развитию взаимодействия с другими профсоюзами социальных отраслей (образование, здравоохранение, культура). Мы рассматриваем себя как часть международного движения трудящихся за социальные права и политические свободы, за достойную жизнь.