А как там у финнов: вузы, профсоюз, нагрузка, зарплаты.

На состоявшейся 28 марта встрече членов Международной комиссии «Университетской солидарности» с научным сотрудником Университета Хельсинки и бывшим членом руководства Финляндского союза университетских исследователей и преподавателей Ааппо Кахоненом наш финский коллега поделился проблемами, с которыми приходиться сталкиваться работникам высшей школы соседней страны.

Эти проблемы во многом связаны с реформой высшего образования (реализуется с 2010 г.) и до боли напоминают те, с которыми приходится иметь дело сотрудникам российских вузов. Официальная цель реформы – повышение конкурентоспособности финских университетов (измеряется местом в международных рейтингах) и эффективности их деятельности, прежде всего, улучшение экономических результатов. Как и в России, во многих других странах под разговорами о повышении эффективности скрывается стремление снизить бюджетные расходы на высшее образование и максимально приблизить университеты к коммерческим организациям.

В ходе реализации реформы в Финляндии количество университетов уменьшилось с 15 до 13, произошли сокращения преподавателей, исследователей и других работников вузов (например, в Университете Хельсинки примерно на 10 %). При этом появилась возможность увольнять преподавателей и исследователей, сокращать должности «по экономическим мотивам» (например, недостаточное финансирование). Изменилась структура финансирования – сейчас государственное финансирование составляет около 60 % всех поступлений в университеты, бюджетные средства поступают в зависимости от показателей их деятельности. В рамках реформы предполагалось ввести правило, что на каждое евро привлечённых частных средств государство даёт два, но на практике оно не выполняется. Уменьшились зарплаты (хотя для нас, конечно, они выглядят недостижимыми – минимальная ставка начинающего преподавателя 2 тыс. евро, у профессора около 7 тыс. евро в месяц). В органах управления университетами до половины снизился удельный вес преподавателей и научных работников, одновременно из-за нехватки административного персонала их обязанности перекладываются на плечи преподавателей, чем те недовольны.

По мнению Ааппо Кахонена, независимые оценки говорят о провале реформы, не достигнув желаемых результатов. В частности, не улучшились позиции финских университетов в международных рейтингах.

Примерно треть финских преподавателей высшей школы работают по бессрочным трудовым договорам, столько же – по годичным, остальные – по срочным договорам различной длительности, как правило, возобновляемым по окончании. Исследователи в последние годы переведены исключительно на срочные договоры в связи с полностью грантовой, если не считать не слишком частых заказов от бизнеса, системой финансирования (оно осуществляется из трёх основных национальных фондов).

Объем нагрузки – 1800 часов в год, половина из них – учебная.

Существует оплачиваемый саббатикал от полугода до года после 5 – 7 лет работы, но обычно его берут по итогам 15 лет работы. Обязательное условие предоставления – утверждённый план работы.

В конце февраля – начале марта этого года в университетах прошла недельная забастовка с требованием повышения заработной платы на 3,5 %, пересмотра принципов установления зарплаты и проведения переговоров. В поддержку забастовки выступил профсоюз транспортников (АКТ), входящий в крупнейшее профобъединение – SAK (Центральное объединение профсоюзов Финляндии). Дружественный профсоюз пригрозил, что если в течение недели требования преподавателей не будут удовлетворены, то он тоже объявит забастовку. Эта помощь стала одной из причин, почему зарплаты преподавателей были все же повышены на 3,4 %.

Также Ааппо Кахонен рассказал, что в настоящее время в вузах Финляндии действуют три профсоюза, объединяющие преподавателей и научных работников, входящие в AKAVA – Центральное объединение работников с высшим образованием. Рядовые административные работники входят в профсоюз работников социальной сферы и благосостояния, членскую организацию SAK. Охват профсоюзным движением (то есть, членство в профсоюзах) в университетах составляет 60 % против 80 % в целом по стране. Важным стимулом к участию в профсоюзном движении становится дополнительное пособие в случае потери работы.

Если руководство AKAVA придерживается правоцентристской ориентации, профсоюзы преподавателей и научных работников настроены более лево. Союз профессоров (около 2,5 тыс. членов) ориентируется на центристские силы, Союз преподавателей и исследователей (около 7 тыс. членов) и Ассоциация научных работников (около 600 членов) – левоцентристские по своим политическим симпатиям.

Comments are closed.