7 вопросов к Российским политикам. Обращение сопредседателей Профсоюза «Университетская солидарность»

В избирательные штабы кандидатов в  Президента России 

П.Н.Грудинина, В.В.Путина, В.В.Жириновского, А.А.Навального, Г.А.Явлинского

У всех политиков, так или иначе участвующих в выборах Президента Российской Федерации марта 2018 года, политические программы почти не упоминают российское высшее образование и его актуальные проблемы. В то же время, один из важнейших институтов общества, без сомнения — высшая школа. Не секрет, что российская система высшего образования уже несколько десятилетий находится в глубоком кризисе. Он связан с хроническим недофинансированием, с нарастанием бюрократического давления на образовательные организации, ведомственной раздробленностью управления организациями высшего образования и чрезвычайно низкой квалификацией руководящих кадров как в ведомствах, так и непосредственно в университетах, что связано, среди прочего, с отказом от выборности ректоров и превращением руководящих постов в “кормушку” для отставных чиновников. Министерство образования и науки России, как и подведомственный ему Рособрнадзор, играют деструктивную роль во многих аспектах жизни высшей школы. Министерство, как и другие органы власти, выступающие учредителями вузов, последовательно проводит линию на отмену выборности ректоров, во многом виновно в том, что избранные методы реализации “майских указов” вместо пользы для университетов зачастую приносят вред, Минобрнауки России и Рособрнадзор являются инициаторами обременительных для вузов и их работников бессмысленных с управленческой точки зрения многочисленных бюрократических требований.

Межрегиональный профсоюз работников высшей школы “Университетская солидарность” озабочен будущим российских университетов. Нам кажется вполне очевидным, что необходимость глубокой реформы как системы государственного управления образованием, так и высшей школы в целом, назрела уже давным-давно. Мы считаем, что проведение такой реформы невозможно чисто бюрократическими методами, без активного участия видных членов академического сообщества и независимых организаций, созданных представителями академической среды.

В связи с вышеизложенным мы просим вас, как кандидата в президенты, высказать свой развёрнутый комментарий относительно вашего видения будущего высшей школы. Особенно важными мы считаем перечисленные ниже вопросы. Мы просим вас обязательно учесть их в вашей политической повестке и озвучить ваше мнение по поводу поднимаемых в них проблем.

  • Майские указы 2012 года предполагают повышение зарплат преподавателей и научных сотрудников до двукратной от средней по региону. Однако дополнительных финансовых средств в необходимом объёме большинству вузов выделено так и не было, либо эти средства не дошли до преподавателей. Какая финансовая политика планируется в отношении университетов? Будет ли увеличен удельный вес финансирования науки и высшей школы в бюджетных расходах по меньшей мере до 10% ВВП. Будут ли на местах в вузах выполняться рекомендации министерства образования и науки по доле госзадания, направляемой на финансирование деятельности научно-педагогических работников?
  • Низкая компетентность многих ректоров, назначенных “сверху”, а равно и многих чиновников, отвечающих за формирование и реализацию образовательной политики, давно стала притчей во языцех. Так, министерство образования и науки вместо стратегического планирования и постановки задач, увязанных с перспективами развития страны, навязывает вузам формальные наукометрические показатели и основанные на них сомнительные программы типа 5 топ 100. Планируете ли Вы изменение политики государственных органов управления, направленной на реальный возврат вузам автономии в таких аспектах, как: выборность ректоров и руководителей структурных подразделений вузов (в частности школ, институтов, департаментов и т.п.), независимые учёные советы, состоящие из представителей научно-педагогических работников обладающих ученой степенью, а не чиновников, минимизацию вмешательства  министерства в вопросы стратегии развития вузов, в частности в вопросы формирования учебных программ?
  • Последние годы академическое сообщество регулярно сотрясают скандалы, связанные с плагиатом и низким уровнем диссертаций, в том числе и отдельных ректоров. Всё это наносит урон репутации российской науки и российской высшей школы. Какова планируемая стратегия реформирования структуры ВАК?  Будет ли академическому сообществу возвращена возможность реально отстаивать свою репутацию, в том числе с помощью добровольных неофициальных структур? Будет ли прекращено постоянное “воздействие” чиновников из министерства на диссертационные советы и “неугодных” ректоров?
  • Какая судьба ждёт непрофильные факультеты университетов, а также научно-педагогических работников слабых вузов? Будут ли такие университеты закрываться либо будут реанимироваться и если да, то в какой форме?
  • Политику министерства образования в отношении как нашего Профсоюза, так и других независимых объединений преподавателей за последнее десятилетие можно охарактеризовать как “тотальное игнорирование”. При этом министерство образования считает репрезентативным выразителем мнения научно-педагогических работников исключительно Российский профсоюз образования, входящий в структуру ФНПР. При этом в указанный профсоюз не входят научно-педагогические работники подведомственных иным органам исполнительной власти вузов, в том числе таких знаковых, как РГАУ имени Тимирязева, медицинских университетов, академий и др. В руководстве Роспрофобра, нет, пожалуй, ни одного действующего вузовского преподавателя. Сам этот профсоюз давно превратился в систему организации культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий. По сути его деятельность бесконечно далека от реальных проблем высшей школы. Будет ли министерство образования и науки в будущем учитывать мнение представителей академического сообщества?
  • Прецедент с попыткой ликвидации профсоюза МПРА заставляет нас опасаться, что в будущем будут уничтожаться и другие независимые профсоюзные организации, а в отношении руководителей этих профсоюзных организаций будут начаты репрессии. Будет ли ситуация приведена в правовое русло, чтобы, согласно закону о профсоюзах, обеспечить реальное равенство разных профсоюзных организаций и эффективную защиту их прав?
  • Трудовой кодекс РФ недостаточно учитывает специфические проблемы научно-педагогических работников. Нормативные правовые акты, относящиеся к высшей школе, зачастую либо устарели, либо носят неконкретный и лишь рекомендательный характер, а подчас и просто крайне деструктивны. Будет ли проведена полноценная ревизия законных и подзаконных актов, регулирующих высшую школу, с учётом мнения и потребностей самих преподавателей и научных сотрудников?

Сопредседатели Профсоюза «Университетская солидарность»

А.А.Арутюнов,

П.М.Кудюкин,

В.Ф.Тиллес

Comments are closed.