Творческие отпуска для преподавателей. Руководство к действию

Публикуем замечательный, подробный и крайне полезный текст о том как добиться (прописанного в российском законодательстве!) права преподавателей на длительный творческий отпуск. Надеемся, что этот текст будет полезен не только для наших активистов.

ДЛИТЕЛЬНЫЙ ОТПУСК ДО ГОДА ЗА 10 ЛЕТ НЕПРЕРЫВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРЕПОДОВАТЕЛЯМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗОВ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГАРАНТИЯ И ТРУДОВОЕ ПРАВО

Данная публикация является продолжением темы по одному из актуальных аспектов трудового права – предоставления педагогическим работникам длительного отпуска сроком до одного года за 10 лет непрерывной педагогической работы (далее — годичный отпуск).

В 2010 году в журнале «Право и экономика» была опубликована статья юристов В.Н. Урукова и В.М. Уруковой «Основания и условия предоставления годичного отпуска преподавателям государственных высших учебных заведений» (Право и экономика. 2010. № 4. С. 55 — 58.), которая стала одной из первых работ, где нашли отражение вопросы по условиям и порядку предоставления отпуска до одного года преподавателям государственных высших учебных заведений за непрерывную педагогическую деятельность. С данной статьей можно ознакомиться и сегодня в правовой базе.

Однако за семь лет, прошедших с момента ее опубликования, многое изменилось как в правовых основаниях, так и в процедуре предоставления годичного творческого отпуска преподавателям.

На западе академический творческий отпуск обозначается английским термином sabbatical, который буквально переводится как «перестать что-либо делать». Этимология термина связана с библейским писанием, в котором слово sabbath (шабат) означает «священный день отдыха».

Саббатикал — это оплачиваемый или частично оплачиваемый длительный отпуск продолжительностью от трёх месяцев до года (и более) с гарантированным сохранением места за сотрудником. Явление саббатикала зародилось в XIX веке в Гарварде. Профессора, проработав шесть лет в университете, получали право уйти в годовой творческий отпуск. Так они могли спокойно писать научные труды, не отвлекаясь на преподавание. При этом за ними сохранялось жалование.

В веке XXI саббатикал  как творческий отпуск  стал распространенным явлением не только в академических, но и в деловых кругах. Согласно статистическим исследованиям, 29% американских компаний предоставляют своим сотрудникам длительные отпуска.

В России предоставление педагогическим работникам длительного отпуска сроком до одного года впервые было введено в 1992 году прежним Законом РФ «Об образовании». В последующем это положение было закреплено в Трудовом кодексе РФ (ст. 335), а Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (п. 5 ст. 47) как социальная гарантия и трудовое право педагога.

Следует иметь ввиду, что реализация данного трудового права имеет заявительный характер, т.е. работник должен направить работодателю заявление на предоставление длительного отпуска с обозначением его срока (до года) и приложением подтверждения стажа не менее 10 лет непрерывной преподавательской работы. Здесь срабатывает принцип: Вы ничего не получите, если не заявите о своем праве!

Казалось, после принятия Закона о годичном отпуске и закрепления этой социальной гарантии для педагогических работников в федеральном трудовом законодательстве должна была сформироваться устойчивая единообразная практика предоставления такого отпуска. Однако анализ судебной практики при решении трудовых споров в связи с реализацией норм трудового законодательства о предоставлении годичного отпуска показывает, что под различными предлогами педагогическим работникам государственных высших учебных заведений отказывают в предоставлении данного отпуска или предоставляют его, но без оплаты.

Рассмотрим эти два основных аспекта проблемы.

  1. Отказывая преподавателям в предоставлении годичного отпуска работодатель (вузы) ссылается на отсутствие данной нормы в уставах вузов или в коллективных договорах.

В.Н. Уруков, В.М. Урукова в своей статье проанализировали следующие аргументы, используемые работодателями (вузами) для отказа педагогическому работнику в предоставлении годичного отпуска со ссылками на свои локальные акты:

— не предусмотрено предоставление годичного отпуска;

— предусмотрена только возможность предоставления годичного отпуска работникам, которые непрерывно работают в конкретном учебном заведении в течение 10 лет;

— предусмотрен годичный отпуск преподавателям только для завершения работ над монографиями, учебниками (учебными пособиями);

— предусмотрено предоставление годичного отпуска по рекомендациям кафедры (факультета, ученого совета вуза);

— годичный отпуск предоставляется с учетом отношения работника к труду и др.

Все вышеприведенные ссылки работодателя в обоснование отказа предоставления отпуска на положения уставов вузов являются незаконными и не имеют юридической силы, так как предоставление отпуска, прежде всего, регулируется ст. 335 ТК РФ, а Трудовой кодекс РФ является основополагающим законом в этой сфере.

Согласно ст. 5 ТК РФ установлена строгая иерархия законов, иных нормативных и локальных актов (таковым является устав вуза) в сфере регулирования трудовых отношений, а в случае противоречий между Трудовым кодексом РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс РФ.

Следовательно, в вопросах предоставления годичного педагогического отпуска должны применяться нормы трудового законодательства в той последовательности, как указано в ст. 5 ТК РФ, а устав вуза  и коллективный договор являются локальными актами, которые занимают низшую ступень в системе трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Обязанность работодателя (вуза) по предоставлению годичного отпуска также вытекает из норм ч. 2 ст. 22 ТК РФ, согласно которым работодатель обязан исполнить обязанности, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, Законом и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Нормы локального нормативного акта вуза (устава или коллективного договора), регулирующие условия и порядок предоставления отпуска и при этом ухудшающие права работника, гарантированные федеральным законодательством, являются недействительными или не имеющими юридической силы.

Учредителем большинства государственных вузов является Министерство образования и науки РФ, которое специальным Приказом от 31.05.2016 г. N 644 «Об утверждении порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года» ввела регламент предоставления годичного отпуска в государственных вузах. Так, согласно п. 5 данного Приказа Минобрнауки РФ от 31.05.2016 г. N 644 «продолжительность длительного отпуска, очередность его предоставления, разделение его на части, продление на основании листка нетрудоспособности в период нахождения в длительном отпуске, присоединение длительного отпуска к ежегодному основному оплачиваемому отпуску, предоставление длительного отпуска, работающим по совместительству, оплата за счет средств, полученных организацией от приносящей доход деятельности, и другие вопросы, не предусмотренные настоящим Порядком, определяются коллективным договором».

Конечно, трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются не только уставами вузов, но и коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Однако, во-первых, нормы трудового права, содержащиеся в этих локальных нормативных актах, должны так же соответствовать Трудовому кодексу РФ (ст. 335 ТК), ФЗ «Об образовании в РФ» и во-вторых, они должны определять порядок предоставления годичного отпуска в данном конкретном вузе в соответствии с п. 5 Приказа Минобрнауки РФ от 31.05.2016 г. N 644.

На практике в коллективных договорах многих государственных российских вузов норма предоставления преподавателям длительного годичного отпуска не прописана, а если и упоминается, то не регламентирована как этого требует п. 5 Приказа Минобрнауки РФ от 31.05.2016 г. N 644, что позволяет работодателям (вузам) на этом основании отказывать преподавателям в предоставлении годичного отпуска.

Получается замкнутый круг: социальное государство посредством  образовательного права гарантирует годичный отпуск педагогу как реализацию его трудового права и на уровне Минобрнауки РФ регламентирует процедуру его предоставления, а руководство государственного вуза с молчаливого согласия «ручных» профсоюзов в этом праве педагогу отказывает, ссылаясь на свою нерасторопность в приведении своих же локальных актов в соответствие не только положениям федерального трудового законодательства, но и Конституции РФ.

Следует иметь ввиду, что согласно Конституции Российской Федерации трудовые права незыблемы, и любое умаление или отмена трудовых прав является недействительным и не подлежит применению.

Полагаем, что то обстоятельство, что в нарушение положений ст. 335 ТК РФ, п. 4 части 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 5 Положения о порядке предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года, утвержденного Приказом Минобразования России от 31.05.2016 N 644 отсутствие соответствующих  локальных актов вуза определяющих порядок его предоставления не является достаточным основанием для ограничения права педагогических работников, установленного федеральным законодательством, на длительный отпуск через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы.

  1. Рассмотрим вопрос об оплате годичного отпуска.

В своей статье В.Н. Уруков, В.М. Урукова проанализировали следующие аргументы, используемые работодателями для отказа педагогическому работнику в денежной оплате годичного отпуска или в его денежной компенсации со ссылкой на локальные документы вуза:

— не предусмотрена компенсация за неиспользованный годичный отпуск;

— годичный отпуск предоставляется без оплаты или на условиях частичной оплаты;

— оплачиваемый годичный отпуск предусмотрен только при наличии внебюджетных средств;

— отпуск предоставляется только в период работы, а после увольнения педагогическому работнику денежная компенсация за неиспользованный годичный отпуск не выплачивается.

Если, согласно Закону, имеет место право работника на годичный отпуск, то этому праву корреспондируется обязанность работодателя (вуза), как и в любом другом трудовом правоотношении (ст. 22 ТК РФ). Поэтому, утверждения работодателей (как это часто бывает на практике) об отсутствии обязанности работодателя по оплате годичного отпуска несостоятельны по следующим причинам:

во-первых, в трудовом законодательстве отпуск без сохранения заработной платы предоставляется только в случаях, предусмотренных ст. 128 ТК РФ, в частности по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам. Предоставление годичного отпуска преподавателю за непрерывный 10-летний трудовой стаж не входит в перечень этих случаев предоставления отпуска работнику без сохранения заработной платы;

во-вторых, в соответствии со ст. 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. Следовательно, требование о выплате денежной компенсации при увольнении преподавателя за неиспользованный годичный отпуск основан на Законе и не зависит от постановки работником вопроса о предоставлении данного отпуска в период работы;

в-третьих, размер денежной компенсации за неиспользованный отпуск определяется «Правилами об очередных и дополнительных отпусках» (утв. НКТ СССР 30.04.1930 N 169) (ред. от 20.04.2010) в пунктах 28 и 29.

Согласно п. 28: «При увольнении работника, не использовавшего своего права на отпуск, ему выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск. При этом увольняемые по каким бы то ни было причинам работники, проработавшие у данного нанимателя не менее 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы, дающей право на отпуск, получают полную компенсацию».

Согласно п. 29: «Полная компенсация выплачивается в размере среднего заработка за срок полного отпуска».

В-четвертых, Верховный Суд РФ в своем Определении от 15 февраля 2005 г. N КАС05-14 подтвердил правомочность использования механизма расчета компенсации за неиспользованный отпуск работникам, отраженного в пп. 28 и 29 «Правил об очередных и дополнительных отпусках».

Указанное позволяет сделать вывод: годичный отпуск во всех случаях является оплачиваемым, по желанию работника он может быть заменен полной денежной компенсацией в размере среднего заработка за срок полного отпуска.

Важно, чтобы при внесении в коллективный договор вуза положений о регламенте предоставления и оплате длительного отпуска педагогическим работникам нашли отражение не только положения п. 5 Приказа Минобрнауки РФ от 31.05.2016 г. N 644, но и положения Закона по оплате годичного отпуска. Для этого необходим контроль трудового коллектива вуза и его активное участие в обсуждении и принятии коллективных договоров как в целом, так и в части регламентации процедуры предоставления длительных творческих отпусков педагогическим работникам и их оплаты. Очень важна в этом процессе роль независимых от администрации вуза профсоюзов.

Автор: Сафронов Игорь Павлович, член Центрального Совета Межрегионального профсоюза работников высшей школы «Университетская солидарность», профессор, доктор социологических наук (Московский педагогический государственный университет).

 

Комментарий к записи “Творческие отпуска для преподавателей. Руководство к действию

  1. Тиллес В.Ф.

    Октябрь 9, 2017 at 1:24пп

    Замечу, что аналогичное право есть у ВСЕХ педагогических работников. Что будет, если 1,05 млн учителей и 300 тысяч ППС захотят одновременно воспользоваться своим правом на длительный отпуск? Ведь 99,9% педагогических работников, имеющих непрерывный стаж более 10 лет, никогда не пользовались этим правом.

Добавить комментарий

Ваша электронная почта не будет опубликована. Поля "Имя" и "Электронная почта" — обязательные.

*

code