Академическая самооборона

Мы бы хотели, чтобы этот текст сопредседателя нашего Профсоюза Андроника Арутюнова воспринимался как призыв к действию. Мы будем рады обсудить судьбы и перспективы академического сообщества во время круглого стола, который организует наш Профсоюз в Москве 20-го сентября. Самое главное это солидарность, а солидарность начинается с участия.

Не секрет, что схема управления в российской высшей школе давным давно не имеет ничего общего с традиционной для университетов академической демократией. Это скорее феодализм. Просвещёный феодализм в случае больших и богатых центральных университетов (МГУ, МФТИ, ВШЭ), либо — в менее успешных вузах — это феодализм деспотический, принимающий зачастую какие-то чудовищные архаичные формы, разве что без права первой ночи. Сложно как-то иначе охарактеризовать ситуацию, в которой князь в лице ректора со своими вассалами (заведующие кафедрами, деканы, разные директора институтов и так далее) обкладывают своих крепостных повинностями: статьи в scopus, бешеная аудиторная нагрузка за «мелкий прайс», разные «бесплатные» виды работы типа приёма экзаменов. При этом преподаватели, разумеется, полностью лишены, как и положено крепостным, какого-либо влияния на руководство. Зачастую из жизни университетов исчезают даже чисто декоративные выборные процедуры. Заведующие кафедр, а равно и деканы и ректоры назначаются. Все процедурные моменты послушно штампуются учёным советом, в котором зачастую людей без какой-либо ученой степени и реального отношения к образовательному процессу и исследованиям больше половины.

Разумеется, такая схема управления не приводит ни к чему хорошему. Преподаватели просто не могут качественно работать из-за непосильной нагрузки и разных унизительных бюрократических требований и придирок. Квалифицированные молодые преподаватели и учёные уходят из университетов в бизнес или уезжают за рубеж. Те же, кто остаются, уходят во «внутреннюю эмиграцию». Теряют интерес к работе и впадают в апатию. Состояние, в котором находится большая часть университетов, можно охарактеризовать как глубокую депрессию. Курсы не совершенствуются, методическая работа носит декоративный характер, а научные исследования остаются на точке замерзания. В университетах царит затхлая, застойная атмосфера всеобщего безразличия и полного отсутствия интереса к академической жизни университета.

Чтобы сломить эту порочную ситуацию, необходимы действия. Моё глубокое убеждение состоит в том, что спасти университет «снаружи» нельзя. Смена ректора приведёт лишь к тому, что на его место явится такой же «эффективный менеджер». Вообще, какое-либо внешнее вмешательство в дела университета дело чрезвычайно неблагодарное. Невозможно «снаружи» учесть всю внутреннюю специфику конкретного университета, его традиции и нюансы функционирования. Собственно, достаточной квалификацией и пониманием того, как должен жить университет, обладают только преподаватели, а значит, именно академическое сообщество должно заниматься борьбой за изменение в лучшую сторону своего университета. Именно преподаватели должны объединяться в ассоциацию, которая сможет стать полноправной стороной в диалоге с ректоратом.

Нужно отметить, что преподаватели зачастую сами не понимают своей силы и своих возможностей. Конечно, если некий преподаватель в одиночку выступит против системы, ни к чему хорошему для него это не приведёт. Его достаточно быстро нейтрализуют (например уволят) и выведут из игры. Нет действенных инструментов для индивидуального противостояния начальству. Даже выигранные суды дадут разве что временную передышку, а никак не долгосрочный успех. С другой стороны, мало какой ректор решится просто так уволить десяток преподавателей, выступающих единым фронтом. Нашему профсоюзу хорошо известны истории успеха таких малых, но активных и агрессивных инициативных групп. Так было не только в центральных университетах МГУ и МФТИ, но и в ГУУ (Государственный университет управления в Москве), и в Екатеринбурге. Именно коллективные действия преподавателей, которым, конечно, помогали по мере сил коллеги из других университетов, и приводили к успеху.

Недовольство значительной группы преподавателей, которое выливается в коллективные действия и публикации о них в прессе, это серьёзное оружие, которое вполне может вынудить министерство образования (ни в коем случае не идеализирую этот орган) к принятию определенных решений в отношении проштрафившегося ректора. Когда преподаватели выступают с конструктивной, понятной и чёткой критикой ректората, указывая на нарушения действующего законодательства и откровенно неэффективное управление, то общественное мнение скорее будет на их стороне. А ведь даже в нашей стране со всей её (подчас неприятной) спецификой, ректор университета — это должность во многом репутационно-емкая. Ректоры вынуждены сотрудничать с другими университетами, в том числе и заграничными, с различными бизнес-структурами. Репутационные потери вполне могут сказаться на этих связях. С другой стороны, в руководстве страны или области, вполне могут найтись силы, которые с удовольствием продемонстрирует свою (пусть и мнимую) заботу о преподавателях, учинив расправу в отношении зарвавшегося ректора.

Форм протеста у преподавателей куда больше, чем может показаться на первый взгляд. От простого создания независимых дискуссионных площадок и объединения в ассоциации (например в независимые профсоюзные организации) до различных форм забастовок. Совершенно не обязательно, что эти забастовки должны быть «традиционными». Вполне допустимы и, что немаловажно, законны разные варианты «итальянских забастовок». От отказа выполнять неоплачиваемую часть работы (во многих университетах это, скажем, приём экзаменов и зачётов), до, например, отказа заполнять экзаменационные ведомости или, скажем, отказ писать на доске во время занятий. Можно придумать и другие варианты таких предупредительных акций. Главное помнить, что все эти действия являются лишь средством в достижении главной задачи. Создания в университетах обстановки, благоприятной к научной и педагогической деятельности. Цель борьбы, которую должны вести преподаватели, это спасение своих университетов от гибели. Спасение университетов для студентов, для будущего страны.

 

Добавить комментарий

Ваша электронная почта не будет опубликована. Поля "Имя" и "Электронная почта" — обязательные.

*

code