Высшая школа в Германии

Какой анонимный комментатор не любит рассуждать о проблемах российского образования? Особенно ценятся примеры из зарубежного опыта, даже если сам эксперт ни разу не покидал свой район. Пока идут баталии о том, все ли дети поступают в Оксфорд после финской школы, превосходит ли зарплата американского профессора гонорары Ди Каприо и как скоро Болонская система развалит европейские университеты, мы решили рассказать о том, как выглядит немецкое образование изнутри. Из этой статьи вы узнаете о том, в каких условиях работают преподаватели, почему в Германии так много иностранных студентов, можно ли выжить на зарплату доцента, и, самое главное, как удалось всего этого добиться (спойлер: постоянной борьбой за свои права).

Какие типы учебных заведений существуют?

В целом все учебные заведения можно разделить на три основных группы: университеты (Universität), профессиональные институты (Fachhochschule) и творческие ВУЗы.

Университеты ― место, где можно получить фундаментальное образование и продолжить научную карьеру. Здесь находится большинство исследовательских лабораторий, а также именно они имеют право присуждать ученую степень (Promotionsrecht).

Классические университеты предлагают самые различные программы, в то время как технические (TU) сосредоточены на инженерных и естественно-научных специальностях.

Девять крупнейших технических университетов состоят в объединении “TU 9”. Если вы хотите получить качественное техническое образование или продолжить научную карьеру в Германии, стоит присмотреться к этому списку. По данным фонда Александра фон Гумбольдта, именно сюда чаще всего приезжают иностранные ученые.

Профессиональные институты (Fachhochschule, FH) гораздо больше ориентированы на практику и текущие запросы рынка труда, чем на научную деятельность. Меньше теории, больше практических занятий, лекции ближе к школьным урокам, и студентов на них не так много. Кроме того, буквально до недавнего времени FH не имели права присуждать ученую степень ― для этого нужно было сотрудничать с одним из университетов. Только осенью 2016 года появилась новость, что Институт Прикладных Наук Фульды получил такую возможность ― впервые в истории Германии.

Возможности для иностранных студентов

Учеба в Германии ― один из самых популярных вариантов получения образования за рубежом. Соотношение качества и невысокой платы за обучение привлекает иностранных студентов, поэтому немецкие университеты следуют сразу за учебными заведениями США и Великобритании.

Для поступления не нужно сдавать вступительные экзамены, достаточно только аттестата о школьном образовании, финансового подтверждения и хорошего владения языком. Для того, чтобы доказать, что вы сможете слушать лекции и сдавать экзамены на немецком, нужно получить сертификат TestDaF или DSH ― аналоги IELTS и TOEFL, требующихся для англоязычных стран. Вопрос финансирования можно решить самостоятельно или же получить стипендию от DAAD (Международной службы академических обменов) ― она покрывает часть или всю стоимость обучения и проживания в стране.

Чаще всего за немецким образованием приезжают из Китая, Индии и России. Сейчас в Германии около 20% иностранных учащихся. Самым высоким спросом пользуется инженерное образование: около четверти поступающих в технические университеты ― иностранцы.

Сколько зарабатывают профессора

Штатные преподаватели университетов относятся к государственным служащим. В Германии этот статус действительно имеет значение, поскольку дает существенные преимущества: например, сотрудника становится практически невозможно уволить. Тарифная сетка (Besoldnungsordnung) и базовый оклад (Grundgehalt) для госслужащих также устанавливаются государством.

С 2005 года преподавателей высшей школы начали переводить из старой категории оплаты С (C-Besoldung) на новую W (W-Besoldung). В чем изменения? В первую очередь, если раньше на размер заработной платы влиял стаж, то теперь только достижения на рабочем месте ― публикации, участие в докладах и конференциях, дополнительная административная(организационная) работа. Именно эти критерии определяют надбавку (Leistungszulagen) к базовому окладу.

Согласно новому закону преподаватели разделяются на три группы с различными базовыми окладами:

W1: 4105,11 €

W2: 4681,39 €

W3: 5672,13 €

К категории W1 относятся так называемые Juniorprofessoren ― молодые кадры с научной степенью, работающие менее семи лет. Более опытные коллеги могут претендовать на категории W2 и W3.

Новый закон не вызвал восторга у преподавательского состава: часто шутят, что W в новом названии расшифровывается не как “Wissenschaft” (“наука”), а как “weniger” (“меньше”). Несмотря на все попытки уравнять зарплаты, оклад за одну и ту же работу ощутимо варьируется от земли к земле. Например, профессор категории W2 будет получать в Берлине примерно на 31% меньше, чем в Баден-Вюртемберге. На этой карте можно посмотреть, как меняются доходы преподавателей в зависимости от места жительства.

Зато статистика роста зарплат воодушевляет: базовый оклад по землям растет с каждым годом. Еще больше бы она порадовала преподавателей, если бы деньги на увеличение базового оклада брали не из надбавок, которые, к слову, распределяются деканатом конкретного учебного заведения. Кроме того, в этих финансовых отчетах регулярно “забывают” категорию молодых преподавателей W1 (около 5% от общего количества) ― их доходы увеличиваются только в Баден-Вюртемберге и в университетах, относящихся к правительству в целом, а не отдельной земле.

Надбавки хвалят за то, что они поощряют конкуренцию среди преподавателей, поскольку теперь на уровень итоговой зарплаты влияет востребованность специалиста на рынке. Как правило, высокооплачиваемые профессора легко могут найти себе рабочее место и вне государственного сектора. За счет того, что университет сам распределяет часть денег, администрация может пригласить хоть специалиста из Гарварда (вопрос в том, какая часть бюджета останется другим сотрудникам). Но такая система больно бьет по преподавателям, не востребованным в бизнесе: специалист по кельтологии или индологии не может постоянно угрожать администрации тем, что уйдет из образования, поэтому рискует выйти на пенсию, так и оставшись на базовом окладе.

Штатные преподаватели vs. почасовики

Но для того, чтобы все эти вопросы стали актуальными для преподавателя, нужно сначала попасть в штат ― а это не так просто. Большинство сотрудников университетов ― почасовики. Как и штатные преподаватели, они проверяют контрольные и читают лекции, но при этом не имеют практически никаких социальных гарантий и зарабатывают гораздо меньше своих коллег.  При этом с 2005 года количество таких сотрудников выросло почти в два раза ― приблизительно до 100 000. Для сравнения, штатных профессоров на сегодня ― около 50 000, то есть всего треть от общего числа.

Формально почасовики считаются фрилансерами, работающими по контракту, поэтому оплата начисляется за проведенные занятия ― от 20 до 55 евро за академический час, максимально ― 9 часов в неделю. Эта сумма варьируется в зависимости от конкретной земли и университета. Кроме того, в них не входят часы подготовки к занятиям, проверка контрольных и письменных экзаменов. Медицинское и пенсионное страхование преподаватель-почасовик тоже обеспечивает себе самостоятельно, как и налоги (если, конечно, выйдет за пределы той суммы, когда их начинают снимать). Ни премий, ни гарантий в случае беременности или болезни, ни права на забастовку. Поэтому нередка ситуация, когда преподаватель пишет диссертацию, ведет несколько семинаров и получает Hartz IV ― пособие по безработице.

Сотрудники пытаются бороться с этой ситуацией: выходят на митинги, подписывают петиции, организуют местные протестные движения. Особенно активно участвуют представители музыкальных образовательных учреждений.

Протест учителей музыки в Беррлине
Foto: Maurizio Gambarini/dpa +++(c)

Борьба за свои права: профсоюзы в Германии

Профсоюзные движения в Германии очень сильны: отмены авиарейсов и поездов из-за забастовок, всеобщий протест против CETA (торговое соглашение между Канадой и ЕС) ― то, что никого не удивляет. И это приносит результаты: удается не только отстоять интересы трудящихся, но и менять трудовое законодательство.

Сейчас в Германии существует несколько десятков отраслевых профсоюзов, которые представлены тремя крупными объединениями. Самое многочисленное из них ― Объединение немецких профсоюзов (Deutscher Gewerkschaftsbund, DGB), в котором состоит свыше 10 миллионов человек, работающих в восьми крупнейших отраслях, таких как образование, полиция, строительство. Еще два крупных объединения ― Профсоюз государственных служащих (Beamtenbund und Tarifunion) и Объединение христианских профсоюзов (Christlicher Gewerkschaftsbund).

В профсоюзах состоит около четверти работающего населения, и не просто для “галочки” и бесплатных путевок: профсоюзы предлагают бесплатную помощь адвоката, курсы повышения квалификации, защиту на рабочем месте, имеют возможность выплачивать материальную помощь бастующим и уволенным работникам.

Объединение немецких профсоюзов отстаивает не только отраслевые, но и общие интересы. Благодаря нему по всей Германии была проведена крупнейшая акция «Минимальная зарплата — 10 евро в час». Только при таком окладе зарплата, которую сотрудник получает на руки после вычета всех налогов составляет большую сумму, чем пособие по безработице.

Профсоюзное движение в Германии независимо, но поддерживается государством и защищается целым рядом законов, регулирующим забастовки, переговоры и выдвигаемые требования. В ответ на такую поддержку со стороны государства и профсоюзы обязаны действовать в соответствии с действующим законодательством. Например, запрещены “всеобщие забастовки” ― протесты против политики страны в целом.

Влиять на правила игры и отношения с работодателем профсоюзам удается во многом из-за того, что в немецкому трудовом кодексе существует понятие “тарифного договора”. Это ― прямой договор между профсоюзом и “объединением работодателей” определенной отрасли, без государственной власти в роли посредника.

Поэтому представители профсоюза имеют возможность требовать улучшения условий труда (например, индексации зарплат) не только для сотрудников отдельного предприятия, но и для всех представителей профессии. Как правило, переговоры проходят в несколько этапов: профсоюз выдвигает требование, и если работодатель с ним не согласен, организуются забастовки по всей отрасли. Сперва объявляется мягкая “предупредительная” забастовка, не несущая серьезного ущерба, а за ней, если начальство не идёт на компромисс, следуют всё более и более крупные акции. Обычно обеим сторонам удается договориться без применения жёстких мер, но иногда при подсчете убытков предприятий счёт идет на миллионы евро, как, например, во время забастовки машинистов в 2015 году ― одной из крупнейших в Германии.

В Объединение немецких профсоюзов входит и Профсоюз «Воспитание и Наука» (Gewerkschaft Erziehung und Wissenschaft, GEW) ― крупнейший профсоюз работников образования. Сегодня главные направления работы организации ― достойные условия труда для работников образования, справедливое распределение зарплат в учебных заведениях, постоянный трудовой договор с сотрудниками вместо временного, создание надёжный рабочих мест.

Автор: Ирина Кротова

Комментариев: 3 к записи “Высшая школа в Германии

  1. Василиса

    Январь 23, 2017 at 6:11пп

    писать про зарплату не имеет НИКАКОГО смысла, если Вы не пишете про количество труда. Нормы учебной работы в Германии? Тоже 900 часов всем — от профессора до ассистента?
    Как оплачивается труд ректора и проректоров? Есть ли такая же запредельная разница в оплате труда ректора и основной лошадки высшего образования — доцента?

    • Ирина

      Январь 25, 2017 at 6:09дп

      Как сказано в статье, многое варьируется от земли к земле и зависит от руководства ВУЗа, поэтому сложно привести общие данные. Но для тех преподавателей, кто числится в штате, норма определяется трудовым кодексом ― 40 часов в неделю, чуть меньше для преподавателей в возрасте. Конкретное количество лекций и семинаров у преподавателя определяет университет: например, у руководителя лаборатории в Институте Физики и Химии в Humboldt-Universität в общей сложности получается около 10 астрономических часов. Но при этом, если посмотреть его же расписание в разных семестрах, преподавательская нагрузка будет различаться.

      Зарплата ректора, опять же, зависит от земли к земле, к тому же не всегда разглашается (в Австрии данные более открыты, например), а когда разглашается, вызывает возмущения в прессе, но в целом около 130.000 евро в год. Они тоже считаются государственными служащими, но попадают не в группу «Наука и образование» (W), а в группу B ― верхушка правительственных организаций и военные.

Комментарии закрыты.