ПРОФСОЮЗ«УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ»ПРОФСОЮЗ«УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ»
авторы пишутКолонка Олега ДонскихПолитика
Необходимое объяснение, или почему «инопланетяне»?

donskih

Первая колонка Олега Донских специально для unisolidarity.ru — о ФГОСах и «компетенциях».

В свое время в ныне закрытой газете «Вечерний Новосибирск» (вместо которой издается раз в неделю бесплатный номерок с тем же названием) появилась моя колонка «Об инопланетянах», которая была реакцией на некоторые высказывания и действия тех, кто не имеет никакого представления о стране, в которой они живут. В качестве одного из примеров было рассуждение Аркадия Дворковича «Скажу непопулярную вещь, но считаю, что это правильно: если мы все считаем, что всего нужно добиваться своим трудом, что работать должно стать модным, нужно отменить стандартные стипендии у студентов… Если талантливый математик — можешь работать у своего профессора на кафедре, помогать делать исследования и получать за это деньги. А если это будущий менеджер — может, и в компании какой-то работать на два-три часа в день… Я считаю, что это и правильней, и дешевле для налогоплательщиков, чем платить стандартные стипендии». Такое впечатление, что господин Дворкович делал этот комментарий с Венеры с ее бурной непрозрачной атмосферой, через которую Землю не видно, и не знал, что большинство студентов стипендии не получает, а платит за учебу. Кроме того, он, похоже, не знал, что профессора, работающие в вузах, за свои научные исследования денег тоже не получают (не считая грантов, но это история отдельная). И еще он не знал, что даже студенты дневных отделений массово работают, чтобы оплачивать учебу в вузе.

Подобную принадлежность к внеземным цивилизациям продемонстрировал и наш новый министр Ливанов, когда узнал о зарплатах преподавателей и обнародовал свои соображения в виде трех версий, которые вызвали соответствующую реакцию земных преподавателей. Потому что все версии относились к их неприглядному моральному и профессиональному облику, и у министра даже не возникла версия о том, что государство здесь, мягчайше говоря, тоже в чем-то выглядит не вполне приглядно и компетентно.

В этой колонке и предполагаются комментарии по соответствующим поводам. И в качестве первого повода хотелось бы поговорить об образовательных стандартах, которые предложены Министерством образования и науки (мне уже приходилось об этом писать в журнале «Высшее образование в России», и большинство примеров взяты из этой публикации, но представляется, что их актуальность не уменьшилась). У меня четкое впечатление, что их создавали люди с Луны.

Несчастные общекультурные компетенции

Возьмем формулировки так называемых общекультурных компетенций, которые должны приобрести в процессе учебы бакалавры. Слово «общекультурные» очевидно понимается составителями не так, как остальными носителями русского языка. Хотя бы уже потому, что их количество сильно отличается у бакалавров разных специальностей.

Бакалавр по специальности 010100 (математика) должен обладать 17 общекультурными компетенциями. Такими, как ОК1 («навыками межличностных отношений; готовностью работать в команде»), ОК2 («знаниями правовых и этических норм и использованием их в профессиональной деятельности»); ОК3 («приверженностью к здоровому образу жизни, нацеленностью на должный уровень физической подготовки, необходимый для активной профессиональной деятельности»), и др. А вот уже бакалавр по специальности 011200 (физика), должен освоить 21 компетенцию. Занимают они в два раза больше места и сформулированы более витиевато. Вместо «здорового образа жизни» (как у математиков) придуманы две компетенции: ОК19 – «способность применить средства самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности» (даже цитировать стыдно…), и ОК5 (в сочетании с духовным здоровьем) – «способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования». И ОК1 – это уже не умение работать в команде (что, кстати говоря, для физика важнее, чем для математика), а «способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук».

У бакалавра-химика (специальность 020100), согласно стандарту, 18 общекультурных компетенций, и он должен в первую очередь знать историю, потому что ОК1 – «способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества». Интересно, может ли кто-то объяснить, почему это не нужно бакалавру-математику? А физику-бакалавру нужно, согласно невнятной логике составителей, не знание истории, а «способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных и экономических наук».

У бакалавра-биолога (специальность 020400) 19 общекультурных компетенций. Правда, знание истории переместилось на второе место, но зато в аспекте «соблюдения правовых норм и конституции и интересов ее безопасности», а ОК1 – следование «этическим и правовым нормам в отношении других людей [как будто им можно следовать в отношении самого себя!] и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека». Здесь появляется замечательная компетенция №14 – «проявляет творческие качества». Творческие качества характеризуют личность, а не компетенции и профессиональные навыки, но это мелочи. (По-видимому, в Министерстве знают, как из человека средних способностей сделать Эйнштейна.) Зато появилась простая и понятная компетенция 16 – «заботится о качестве выполняемой работы». Ни физику, ни математику это, видимо, не нужно. По крайне мере, в список компетенций она у них не вошла.

Общекультурные компетенции у бакалавров-гуманитаров также разнятся от 15 у психологов и 17 у философов и теологов до 19 у историков и 23 у политологов, и т.д. При этом психолог (не политолог!) в качестве ОК1 должен обладать способностью и готовностью к «пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии». Другие бакалавры компетенцией развития общества обладать не обязаны. У них подобное знание обычно направлено на саморазвитие.

Бакалавр по специальности 080200 (менеджмент) должен «владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий» (21-я общекультурная компетенция соответствующего стандарта). Почему-то бакалавры-экономисты этим владеть не должны. По-видимому, по мысли составителей, менеджерам это нужно как профессионалам. Но тогда это не общекультурная, а профессиональная компетенция.

Можно продолжать цитировать эти непродуманные, плохо сформулированные компетенции, качество которых говорит исключительно о компетенции составителей, а не является ориентиром для преподавателей. Но поскольку, как отмечено выше, составители находятся на ближайшем к нам естественном спутнике, то и претензий к ним быть не может.

А разговор о компетенциях я предполагаю продолжить.


Контекст
ЗаписиПрофсоюз
КФУ – это ухудшеннная модель России
Републикуем интервью председателя преподавательского профсоюза КФУ и сопредседателя профсоюза «Университетская солидарность» Ларисы Усмановой, которое взяла у нее Регина Хисамова из «Свободной трибуны» Несмотря на старания российских властей, только Московский государственный университет...
Колонка Константина Морозова
Опасный прецедент
Публикуем новую статью Константина Морозова в его авторской колонке, посвященной введению Президиумом РАН возрастного ценза для соискателей звания «профессор РАН» , что может в будущем создать опасный прецедент и для...
ДействияЗаявлениеКонфедерация труда РоссииУниверситетская солидарностьЭтика
Права работников с семейными обязанностями
В этом тексте активистки нашего профсоюза Ольги Шныровой подводятся итоги двух семинаров, проведенных комиссией по гендерному равенству Конфедерации труда России, прошедших в феврале в Москве и Санкт-Петербурге.   Конфедерация труда...