Декларация Ассоциации преподавателей высшей школы

Мы публикуем проект Декларации Ассоциациии преподавателей высшей школы для самого широкого обсуждения и приглашаем коллег из всех уголков нашей страны принять в нем участие. После выявления различных точек зрения мы надеямся найти модус вивенди и принять Декларацию на Учредительной конференциии будущей Ассоциациии, вместе с другими документами (которые мы тоже планируем обсуждать на сайте).

*

МЫ, преподаватели, представляющие высшие учебные учреждения и организации России,

констатируем:

вузовская система находится в состоянии глубокого системного кризиса, который затронул все стороны ее существования и функционирования

не надеемся:

на действия  государства и вузовской бюрократической вертикали, на которых в немалой степени и лежит ответственность за этот кризис

зовем:

преподавателей вузов России к солидарности и объединению своих усилий для поиска путей выхода из кризиса

Считаем недопустимым, чтобы наши интересы и само существование  полностью находились в руках административных структур министерства, Союза ректоров и вузовского начальства, которые в этих многолетних «реформах сверху» полностью идентифицировались с государственным аппаратом и которых интересует лишь собственная финансово-бюрократическая безопасность. Они преследуют, прежде всего, свои интересы и этим лишают себя нашего доверия. Мы не можем и не будем безучастно смотреть на их недееспособность в «имитации бурной деятельности», из-за которой реальное положение дел в вузах становится всё хуже и хуже.

Как констатировалось на последней встрече премьер-министра и Союза ректоров России, совокупные доходы ректоров более чем в 15 раз превышают доходы профессорско-преподавательского состава, а количество проректоров в некоторых вузах достигло чуть ли не двадцати человек. Рост высшего звена административно-управленческого вузовского аппарата, единственной целью которого стало обслуживание самих себя, во всех смыслах превзошел любые допустимые рамки, а качество образования при этом падает с каждым годом, превращаясь лишь в инструмент сдерживания негативной социальности. Подобный путь в никуда не может оставить равнодушными тех, кто понимает свою ответственность за настоящее и будущее высшего образования как важнейшего института развития общества.

Мягкие увещевания и внушения государственной власти, ответственной за превращение вузов России в кормушки для вузовской и министерской бюрократии, не оставляют надежды на то, что будут учтены интересы высшего образования.

Нам нужно объединяться для того, чтобы отстаивать свои интересы и влиять на процесс преобразования вузовской системы.

Нам нужно стать корпорацией, имеющей силы и возможность противостоять бюрократическо-вузовской вертикали.

На наш взгляд, главными фигурами в высшей школе должны быть преподаватель и студент, а вся административная вертикаль (и её периферия) должны их обслуживать. Но мы видим, что в реальности всё строго наоборот!

Чудовищное административное неуважение к интеллигенции вообще характерное для всей российской бюрократической системы (советской и дореволюционной) должно быть изжито в вузах!

Для поднятия статуса, престижа и благосостояния вузовских преподавателей, им предлагают статус госслужащего. В этом, наверное, есть формальная логика и какой-то резон, но нам кажется, что это ошибочный путь. Вузовско-бюрократическая система живет по своим законам, которые способствуют «научной» карьере бюрократов от образования и закрывают всякие перспективы по-настоящему талантливым преподавателям и исследователям. Отдельные исключения, только подтверждают это правило.

Считаем, что для создания атмосферы уважения к преподавателям в вузах нужно двигаться в направлении принципиально новой системы, базирующейся на университетской автономии и корпоративной солидарности вузовских преподавателей.

В сложившихся обстоятельствах тотального господства администрирования над наукой и образованием, учёный и преподаватель  вынуждены обюрокрачиваться, а преподавателем и учёным быть по остаточному принципу и настолько, насколько это позволяет им вузовско-бюрократическая машина. Схема выживания поодиночке неэффективна и опасна перспективой полного исчезновения самой сути и самого смысла существования научно-преподавательской корпорации.

На наш взгляд, очень важна задача создания Сообществ вузовских  преподавателей со своими традициями, со своими целями, со своими правилами игры, со своими ценностями, со своей этикой. Сообществ, которые будут авторитетны для самих преподавателей и, поэтому, смогут стать влиятельной силой в вузовско-бюрократических схемах и рамках управления образованием. Сообществ, наличие которых больше не позволит сегодняшнему Совету ректоров считать себя  представителем и защитником интересов вузовских преподавателей.

Мы — преподаватели вузов, представляющие различные высшие учебные учреждения и организации России

Исходя и из вышесказанного,

Руководствуясь стремлением к поощрению добросовестной конкуренции в академическом сообществе России,

Разделяя желание преодолеть закрытость вузовского образования от запросов общественной жизни,

Приветствуя элементы рациональной самоорганизации в высшем образовании,

Заявляем о создании

Ассоциации преподавателей высшей школы

Участники Ассоциации намерены бороться ЗА:

  1. Радикальное реформирование российской системы управления высшим образованием, а именно:
    1. реальную выборность вузовских  руководителей высшего уровня
    2. ликвидацию назначения ректоров и создание системы эффективного публичного контроля за их действиями
    3. оптимизацию административно-бюрократического контроля преподавательской деятельности и обслуживающего его административного аппарата.
  2. Отказ от порочной практики применения принципа «коммерческой тайны» к вузовским зарплатам  и создание прозрачной и справедливой системы, не допускающей превышения совокупного дохода вузовского руководства над доходом профессорско-преподавательского состава более чем в три раза.
  3. Стимулирование и материальное поощрение научной деятельности преподавателей, создание системы грантовой поддержки вузовских преподавателей, занимающихся наукой
  4. Оценку преподавательской и научной продуктивности коллег независимыми комиссиями, представителей других академических учреждений, включая зарубежные.
  5. Адресный принцип финансирования научных исследований.
  6. Развитие условий для академической мобильности (по России и за рубежом), включая гранты, общежития и получение академических отпусков по основному месту работы.
  7. Воссоздание реальной системы повышения квалификации вузовских преподавателей в России и за рубежом.
  8. Совершенствование системы финансирования и комплектования вузовских библиотек.
  9. Популяризацию лучших вузовских образовательных программ и научных достижений вузов для широкой аудитории в СМИ.
  10. Повышение качества отбора абитуриентов при поступлении в вуз — введение вступительного собеседования для проверки реальных знаний и отчисление всех неуспевающих студентов, в том числе и платных.

Участники Ассоциации выступают ПРОТИВ:

  1. Непрозрачности механизма и вопиющей несправедливости практики распределения заработной платы (и иных доходов) в вузе.
  2. Сокрытия источников формирования бюджета вузов от трудового коллектива и самовольного ими распоряжения руководством вузов.
  3. Откровенной формализации конкурсных процедур на замещение преподавательских позиций, что мешает профессиональному совершенствованию преподавателей и приводит их к зависимости от благорасположения начальства.
  4. Клановости  в организации учебной и научно-исследовательской деятельности вузов.
  5. Плагиата и почетного авторства в вузовской науке.
  6. Консервативно-бюрократической кадровой политики вузов.
  7. Монополии оценки качества диссертаций ВАКом и другими бюрократическими органами.
  8. Практики взяточничества в вузовской системе на всех уровнях, включая преподавателей.
  9. Слияния вузов и превращения их в конвейер самоокупаемости научных и образовательных услуг.
  10. Сокращения и увольнения преподавателей, несогласных со сложившимся вузовско-бюрократическим режимом.

Проект, согласованный на собрании Инициативной группы 10 июня 2012

Комментариев: 8 к записи “Декларация Ассоциации преподавателей высшей школы

  1. Публикую, один из предыдущих (еще мартовский) вариант Декларации, из которого часть предложенного мною коллегами поддержано не было. Мои предложения идополнения к предложенному изначально проекту Декларации выделены полужирным. На мой взгляд , к части из этих предложенийможно и вернуться!

    ДЕКЛАРАЦИЯ
    АССОЦИАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
    ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ

    МЫ, преподаватели и научные работники, представляющие различные научно-учебные учреждения и организации России,
    констатируя,
    что вузовская система находится в состоянии глубокого системного кризиса, который затронул все стороны ее существования и функционирования.
    и не надеясь только на действия государства и вузовской бюрократической вертикали, на которых в немалой степени и лежит ответственность за этот кризис,
    зовем преподавателей и научных работников к солидарности и объединению своих усилий для поиска путей выхода из кризиса.
    На наш взгляд, недопустимо, чтобы и в дальнейшем наши судьбы полностью находились в руках министерства, Союза ректоров и вузовского начальства, которые в этих многолетних «реформах сверху» преследуют, прежде всего, свои интересы. Их недееспособность и сребролюбие выявились слишком очевидно и лишают их доверия с нашей стороны. Мы не можем и дальше безучастно смотреть на их «имитацию бурной деятельности», в результате которой реальное положение дел в вузах становится всё хуже и хуже, зато, как констатировалось на последней встрече премьер-министра и Союза ректоров России, совокупные доходы ректоров более чем в 15 раз превышают доходы профессорско-преподавательского состава, а рост административно-управленческого аппарата превзошел все допустимые рамки. Так, в некоторых вузах, как звучало на этом же совещании, количество проректоров достигло чуть ли не двадцати человек.
    И несмотря на очередное мягкое внушение власти (которая сама несет ответственность за то, что в течение двух десятилетий позволяла вузовской и министерской бюрократии сделать себе кормушку из вузов России), надеяться на то, что будут учтены наши интересы не приходится.
    Нам нужно объединяться для того, чтобы отстаивать свои интересы и влиять на процесс преобразования вузовской системы.
    На наш взгляд, главными фигурами в высшей школе должны быть преподаватель и студент, а вся административная вертикаль (и периферия) должны работать на них, обслуживать их! Но в реальности всё строго наоборот!
    «Чудовищное административное неуважение» к нижестоящему, вообще характерное для всей российской (и советской и дореволюционной) бюрократической системы – должно быть изжито и вузах и в научных учреждениях!
    Иногда для поднятия статуса , престижа и благосостояния вузовских преподавателей и академических ученых, предлагают дать им статус госслужащего! На первый взгляд логика и резон в этом есть, но нам кажется, что это ошибочный путь! Мыслящий преподаватель и ученый будут задушены в объятиях этой бездушной государственной системы, которая живет по своим законам, по своей логике, где карьеру (как правило) делают не талантливые ученые и преподаватели. а ловкие и беспринципные. Отдельные исключения, только подтверждают правило, что в Высшей школе, что в РАН.
    Нам кажется, что для создания атмосферы уважения к преподавателям в вузах и к ученым в академических учреждениях нужно двигаться в направлении создания принципиально новой системы, системы базирующейся, как на лучшем из начал традиционной «университетской автономии», так и на уважении к преподавателям и началах максимального самоуправления самих ученых и преподавателей. Необходима также разветвленная и независимая грантовая поддержка (и не только государственных фондов) академических ученых и вузовских преподавателей, занимающихся наукой.
    Бюрократ из бывшего ученого или преподавателя, в первую очередь — бюрократ, а ученый и преподаватель он уже даже не во-вторую очередь! На наш вгляд, нужно думать о том как «разгосударствить», а значит и «разбюрократить» нашу вузовскую систему. И тут. на наш взгляд, очень важна задача — создания настоящих профессиональных сообществ и преподавателей и ученых, со своими традициями, со своими правилами игры, со своей этикой. Сообществ, которые будут авторитетны для самих преподавателей и ученых, а также будут влиять и на местное и на высшее начальство. Сообществ, наличие которых больше не позволит изображать Совету ректоров и Президиуму РАН — представителей и защитников интересов преподавателей и ученых.
    Исходя и из вышесказанного и руководствуясь стремлением к поощрению добросовестной конкуренции в академическом сообществе Росси и;
    Разделяя желание преодолеть закрытость науки и образования от запросов общественной жизни;
    Приветствуя элементы рациональной самоорганизации в науке и высшем образовании,
    МЫ, преподаватели и научные работники, представляющие различные научно-учебные учреждения и организации России,
    заявляем о создании Ассоциации преподавателей высшей школы и научных работников

    Участники Ассоциации намерены бороться за:

    1. Реальную выборность вузовских руководителей всех уровней, ликвидация назначения ректоров и создание системы эффективного публичного контроля за их действиями,
    2. Радикальное сокращение вузовского административного аппарата и создание системы эффективного публичного контроля за его действиями,
    3. Отказ от порочной практики объявления вузовских зарплат «коммерческой тайной» и создание прозрачной и справедливой системы начисления заработной платы (а также всех иных доходов и премий), не допускающей превышение совокупного дохода ректора (и любого другого вузовского начальника), более чем в три раза совокупного дохода представителей профессорско-преподавательского состава,
    4. Создание системы разветвленной и независимой грантовой поддержки (и не только государственных фондов) академических ученых и вузовских преподавателей, занимающихся наукой,
    5. Упрощение системы бюрократической отчетности,
    6. Стимулирование и материальное поощрение научной деятельности преподавателей,
    7. Оценку научной продуктивности коллег независимыми комиссиями, составленными из представителей других академических учреждений, включая зарубежные.
    8. Адресный принцип финансирования научных исследований,
    9. Развитие условий академической мобильности как внутри России, так и вне ее , включая гранты и общежития, и получение академических отпусков по основному месту работу,
    10. Воссоздание системы повышения квалификации и стажировок вузовских преподавателей (в том числе и заграницей)
    11. Совершенствование системы финансирования и комплектования научных библиотек, в том числе и для восстановления научного книгораспространения в пределах России,
    12. Популяризацию научных достижений для широкой аудитории, сотрудничество со СМИ
    13. Введение как минимум вступительного собеседования для проверки реальных знаний абитуриента,
    14. Отчисление всех неуспевающих студентов, в том числе и платных.
    15. Отмену призывной и полный переход на контрактную систему формирования армии (т.к. в настоящее время немалое число молодых людей приходят в вузы (и в аспирантуры) не учиться, а прятаться от призыва в армию).

    Участники Ассоциации выступают против:

    1. Непрозрачности механизма и вопиющей несправедливости практики распределения заработной платы (и иных доходов в вузе),
    2. Сокрытия источников формирования бюджета исследовательских и образовательных институтов от трудового коллектива и самовольного ими распоряжения руководством вузов,
    3. Сохранения остатков плановой системы в науке и образовании,
    4. Формальной организации конкурсных процедур для замещения преподавательских и научно-исследовательских позиций, что мешает профессиональному совершенствованию преподавателей и приводит к зависимости их от благорасположения начальства,
    5. Клановости в организации учебной и научно-исследовательской деятельности,
    6. Плагиата и почетного авторства в науке,
    7. Консервативной кадровой политики вузов и научных учреждений,
    8. Оценки качества диссертаций ВАКом и другими бюрократическими органами.
    9. Практики взяточничества в вузовской системы на всех уровнях, включая преподавателей
    10. Практики слияния вузов, наносящих ущерб сложившимся коллективам и лечащих застарелую болезнь «лекарством, которое горше самой болезни».
    11. Бездумного сокращения числа преподавателей и увольнения не худших с точки зрения профессиональной состоятельности, а несогласных с вузовским и кафедральным руководством

  2. Вячеслав Горелов

    Ноябрь 26, 2012 at 12:22дп

    С моей точки зрения, этот текст содержит изъяны.
    Предлагаю:
    п. 4 «за» изложить в другой редакции:
    Создание системы разветвленной и независимой грантовой поддержки (помимо поддержки из государственных фондов) ученых академической и прикладной науки, а также вузовских преподавателей, занимающихся наукой.
    п. 13 «за» изложить так:
    Предоставление вузам права учреждать и проводить вступительные экзамены по профилирующим предметам взамен зачета оценок по ЕГЭ
    Удалить п.15 «за» — это неисполнимо, ассоциация не сможет добиться в этом реальных результатов.
    п. 3 «против» изложить так:
    «Доминирования плановой системы…(далее по тексту)» — нельзя плановый подход исключить полностью.

  3. А я пожалуй и соглашусь, с Вячесловом Гореловым, предлагающи вместо собеседованния- предоставить » вузам права учреждать и проводить вступительные экзамены по профилирующим предметам взамен зачета оценок по ЕГЭ».
    Но, я не согласен по поводу аргументации отказа от п.15.
    Ассоциация вместе с другими заинтереосванными оргнаизациями может требовать отказа от призыва и должна это делать!

  4. Вячеслав Горелов

    Ноябрь 27, 2012 at 9:51пп

    Мы публикуем проект Декларации Ассоциации преподавателей высшей школы для самого широкого обсуждения и приглашаем коллег из всех уголков нашей страны принять в нем участие. После выявления различных точек зрения мы надеемся найти модус вивенди и принять Декларацию на Учредительной конференции будущей Ассоциации вместе с другими документами (которые мы тоже планируем обсуждать на сайте).
    Коллеги, исправьте прембулу на текст выше. В нынешней версии в трех словах по три «и», слово «надеемся» написано с ошибкой и одна запятая лишняя.

  5. Кира Кашлявик

    Декабрь 4, 2012 at 5:14пп

    Уважаемые коллеги! Поддерживаю и хотела бы присоединиться.
    Кира Кашлявик.

  6. Эдурд Егоров

    Декабрь 11, 2012 at 5:43пп

    Давно пора окончить обсуждать декларацию. Продолжение обсуждения — замыливание вопроса. Необходимо с начала второго семестра (с февраля месяца 2013 года) всем преподавателям вузов объявить забастовку и прекратить занятия.

  7. […] Предыстория же начинается с осени 2011 г., когда преподаватели РГГУ в ответ на снятие надбавок к зарплате создали инициативную группу, одними из лидеров которой были Андрей Олейников, Юлия Лидерман и Константин Ерусалимский и привлекли внимание к конфликту общественности и СМИ, а также добились проведения коммуникационных площадок. На рубеже 2011-2012 гг. начался поиск единомышленников из других вузов и прошли  первые две встречи, в которых приняли участи преподаватели РГГУ, РАНХиГСа, Шанинки и МГУ. На февральской встрече в РАНХиГС договорились о написании Декларации Ассоциации преподавателей высшей школы. В марте 2012 г. на встрече в РГГУ обсуждали проект декларации, предложенный Петром Сафронов и дополненный Константином Морозовым (См.: http://unisolidarity.ru/?p=44). […]

Комментарии закрыты.