Ещё раз о регулировании рабочего времени преподавателей

Министерство образования и науки Российской Федерации подготовило проект приказа «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». В ближайшее время он будет представлен Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. По мнению активистов профсоюзов «Учитель» и «Университетская солидарность» проект угрожает ухудшить положение работников образования и в существующем виде не должен приниматься.

Мы публикуем совместное заявление представителей профсоюзов, а так же заключение по проекту, подготовленное активистами «Учителя» и «Университетской солидарности», переданное в секретариат РТК, Минобрнауки России и Минтруд России.

Текст проекта приказа можно посмотреть тут.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заявление сопредседателей профсоюзов «Учитель» и «Университетская солидарность» против принятия приказа «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» значительно ухудшающего условия труда.

На основании анализа проекта, проведенного активистами профсоюзов «Учитель» и «Университетская солидарность», мы предупреждаем: с принятием нового приказа Минобрнауки России о режиме рабочего времени школьные и вузовские преподаватели будут работать столько, сколько захотят их работодатели.

О неурегулированности проблемы учета и оплаты рабочего времени независимые профсоюзы говорили давно. Осенью 2015 года после многочисленных обращений наших профсоюзов и публикаций в СМИ сотрудники Минобрнауки России продемонстрировали желание обсуждать проблему принуждения преподавателей «отсиживать» 36 часов в неделю в помещениях образовательных организаций вне зависимости от реальной необходимости и наличия оборудованных должным образом рабочих мест.

Наконец проект нового приказа подготовлен и получил одобрение госпожи Г.Меркуловой, председателя Профсоюза работников народного образования и науки.

Улучшает ли проект приказа ситуацию по сравнению с существующей? НЕТ!

В нем размывается самая важная для преподавателей норма трудового кодекса о сокращенной 36-часовой рабочие недели. Формально она упоминается, но проект приказа дает работодателю возможность выходить за пределы этой нормы.

Это связано с тем, что работодатель получает право самостоятельно определять режим рабочего времени и времени отдыха своих сотрудников, а также структуру педагогической нагрузки. Проект не содержит никаких ограничений (хотя бы в виде рекомендаций) для работодателя вводить любой режим рабочего времени, в том числе обязать работников находиться в стенах образовательной организации вне зависимости от производственной необходимости. Фактически это заставит школьных учителей и вузовских научно-педагогических работников выполнять значительную часть своих обязанностей в свое не рабочее время.

Кроме того, проект расширяет список неоплачиваемых видов работ. Поскольку выполнить их без увеличения рабочего времени невозможно, это приведет на деле к увеличению ненормированной и неоплачиваемой части рабочего времени научно-педагогических работников.

Наконец, в проекте приказа не рассмотрен вопрос адекватного учета рабочего времени как необходимой предпосылки обоснованной оплаты труда.

Мы призываем Российскую трёхстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений не одобрять предложенный Минобрнауки России проект приказа «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» и потребовать его радикальной переработки с учетом интересов работников образования.

Предлагаем нашим коллегам:

  1. направлять свои предложения по вопросам регулирования рабочего времени в Минобрнауки России;
  2. использовать возможности, даваемые российским законодательством, чтобы препятствовать произволу работодателя на рабочих местах;
  3. создавать независимые от работодателя и властей профсоюзные организации.

Сопредседатель

Профсоюза «Учитель» В.В.Луховицкий

Сопредседатель ЦС Профсоюза

«Университетская солидарность»,

заместитель министра труда РФ в 1991-93 гг. П.М.Кудюкин

Comments are closed.