Чем может и должна заниматься первичка профсоюза?

Публикуем статью  Михаила Лобанова, члена нашего Оргкомитета по созыву Учредительной конференции Свободного профсоюза вузовских преподавателей России «Университетская солидарность».
Наш профсоюз создан преподавателями, которые пока не имеют непосредственного опыта настоящей профсоюзной работы в вузах. Более того этого опыта сейчас нет ни у кого в России. Поэтому нам вместе с вами придется самим на своей практике находить те решения и те схемы работы, которые наилучшим образом подходят для защиты наших интересов.

Тем не менее, мы можем использовать опыт, накопленный независимыми боевыми профсоюзами в промышленности и инициативными группами в ряде вузов.

Фактически мы имеем два направления работы, которые логично дополняют друг друга:

— отставание интересов преподавателей на уровне правительства и государственной думы,

— отстаивание интересов и прав преподавателей перед администрацией конкретного ВУЗа.

По первому направлению необходимо распространять информацию и аналитические материалы среди коллег по вузу по поводу новых инициатив министерства образования и позиции профсоюза относительно их. В ближайшее время наш профсоюз планирует наладить аналитическую работу в этом направлении, результатом которой будут статьи, объявления и листовки, которые будут распространяться во всех вузах где есть наши первички или отдельные члены. Будет прекрасно, если кто-то из вашего вуза подключится к этой аналитической работе. С другой стороны было бы хорошо, если бы от вашего вуза регулярно приходила информация, о том к чему в вашем университете приводят те или иные решения правительства. Имея картину по стране в целом, проще требовать пересмотра ошибочных решений или настаивать на необходимости каких-либо законодательных изменений по инициативе профсоюза.

Так или иначе профсоюз вынужден будет иногда проводить общероссийские акции протеста, т.к. для власти, к сожалению, главным аргументов являются не логические доводы, а решимость, с которой люди готовы отстаивать свою позиции. В случае таких акции, мы рассчитываем, что именно вузовские первички возьмут на себя основную работу по организации мероприятий на местах.

По второму направлению первичке профсоюза придется вступать в непосредственное соприкосновение с администрацией университета. Первое, что необходимо делать – это собирать информацию о спорных и конфликтных ситуациях в вузе и доносить ее до коллектива вуза. Общественное мнение и общественное обсуждение даже сейчас является хорошим инструментом, и, как показывает наша практика, некоторые проблемы начинают решаться сразу после того, как информация о них  широко распространилась по университету. Второе, это нужно добиться от администрации вуза предоставления профсоюзу всех постановлений и приказов, а также проектов готовящихся документов. Они должны предоставлять эту информацию профсоюзу согласно закону – есть механизмы, как можно добиться выполнения этих норм закона. Донесение этой (зачастую «инсайдерской»)информации до коллектива университета через информационные ресурсы профсоюза вызовет уважение со стороны сотрудников и преподавателей.

Традиционной задачей профсоюза является и борьба против конкретных нарушений прав преподавателя на рабочем месте, ведение коллективных переговоров с руководством вуза и заключение «коллективного договора».

Мы прекрасно понимаем, что далеко не все готовы идти на конфликт со своим непосредственным начальством и что возникновение этого конфликта в открытой форме на первом этапе создания первички скорей сильно осложняет развитие первички. Поэтому мы считаем, что если на первом этапе создания первички в ней нет людей готовых к активному противостоянию с администрацией вуза по конкретным вопросам, то это не повод к отчаянью или бездействию. Сейчас главное создать сеть информирования и сбора информации, охватывающую вузы в самых разных регионах. Постепенно на местах выделятся, появятся, присоединятся люди, которые готовы к непосредственно поможем вам добиться успеха (акции солидарности, информационная поддержка, профсоюзной работе, накопится опыт и навыки защиты своих прав и интересов. Но если уже сейчас в вашем вузе идет открытое противостояние и часть преподавателей готова к коллективным действиям, то мы, ваши коллеги по профсоюзы из разных вузов всячески непосредственное участие и помощь в организации).

Важно понимать, что первичка или профсоюз в целом могут добиться значительных изменений только в ходе регулярной и продолжительной работы. Реальный перелом в ситуации произойдет тогда, когда абсолютное большинство преподавателей осознает, что без коллективных действий по защите своих интересов нельзя добиться значительных улучшений. Об этом надо говорить, это надо разъяснять. Поэтому даже если сейчас вы готовы только к информационной работе, то просим все равно выйти на связь, т.к. сейчас именно она является одной из важнейших и создает почву для того чтобы в перспективе у нас появился профсоюз, охватывающий преподавателей всех вузов и отстаивающий их инетересы.

 

Михаил Лобанов, к. ф.-м. наук, член Оргкомитета по созыву Учредительной конференции Свободного профсоюза вузовских преподавателей России «Университетская солидарность»

Комментариев: 2 к записи “Чем может и должна заниматься первичка профсоюза?

  1. Дмитрий

    Февраль 4, 2013 at 11:52пп

    Было бы неплохо, особенно в самом начале, сформулировать некий упрощенный порядок действий для инициативных групп первичных организаций. Это является насущной задачей: 1. потому что в ряде вузов (особенно крупных, федеральных) администрация вуза фактически слилась с госорганами(а точнее является представителями чиновничества в вузе). Поэтому лично я не вижу разницы между «борьбой с государством» и «борьбой с администрацией вуза». На сегодня в вузе создана атмосфера полной зависимости от чиновничьего класса.
    2. профсоюзы существуют в вузах. Практически наверняка некий «независимый» профсоюз будет признан не легитимным. Поэтому никаких «документов и информации» никто не даст. Что дальше? Необходимо сразу быть готовым к полулегальному «боевому» положению. А для этого нужен метод.
    Было бы правильно на первом этапе создавать нечто вроде «лоббистской организации» преподавателей. Особое место должна занимать работа с молодыми преподавателями и аспирантами. Именно они имеют наибольший потенциал к изменению ситуации. Преподаватель, «вросший» в систему, как правило осознаёт её изъяны, но, вместе с тем, уже сумел адаптироваться и не хочет рисковать. А вот молодежь- это особый ресурс…

Добавить комментарий

Ваша электронная почта не будет опубликована. Поля "Имя" и "Электронная почта" — обязательные.

*

code