«Экономика» высшего образования

Публикуем очередную статью нашего постоянного автора, доцента, к.т.н., Василисы Перфильефой, посвященную анализу новых приказов Министерства образования и науки РФ, касающихся нормативов распределения финансов вузами, а также различным стратегиям манипулирования администрацией зарплатами сотрудников из числа профессорско-преподавательского состава, чтобы сэкономить бюджет и выполнить майские Указы Президента РФ одновременно.

Господин Бурматов, Вы боролись за снижение цен на платное обучение в вузах России. Поздравляю Вас: Вы решили этот вопрос … за счет зарплаты преподавателей.

Господа Преподаватели, я знаю, что Вы не привыкли разбираться со своей зарплатой, для вас важна Ваша работа, творческий подход к ней. Но всё-таки я призываю Вас задуматься о том, как финансируется высшее образование в РФ, какие деньги приходят в Ваш университет. Или не приходят.

В начале кризиса в январе этого года в СМИ пошло обсуждение незаконного повышения платы за обучение в государственных вузах. К борьбе за права студентов подключился депутат Бурматов и организация «Обрнадзор», и они победили в защите прав студентов, не прошедших по конкурсу на бюджет, на доступное платное высшее образование.
В государственных вузах России около 60% студентов учится с полным возмещением затрат. За свой счет, за счет родителей, за счет организаций (так называемые целевики), за счет бюджетов субъектов Федерации. В Москве плата может доходить до 400 тыс. в год, а в провинции – опускаться до 50 тыс.

Как определяется величина этой платы?

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»:
«Статья 9.2. Бюджетное учреждение
4. Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом»

Если бюджет РФ платит за студента прошедшего по конкурсу 250 тысяч, а родитель лоботряса, не прошедшего по конкурсу, платит 100 тысяч – можно ли считать условия одинаковыми? Услуга одна и та же – эти студенты учатся в одной группе.
У Минобрнауки арифметика особая: Ливанов и Третьяк считают, что 100=250. Это их страна, в бюджете их деньги, вузы в их собственнности, а преподаватели – просто рабы.

Вуз получает ежегодно госзадание – сколько студентов он должен принять на первый курс по каждой специальности (направлению) подготовки. Из бюджета РФ перечисляются деньги согласно нормативу подушевого финансирования. Этот норматив утверждается зам. Министра Повалко. В норматив подушевого финансирования входят разделы «базового норматива», умноженные на «корректирующие коэффициенты» – в зависимости от статуса вуза (федеральный, исследовательский и т.д.), от географического положения. Следует отметить, что базовый норматив на обычные специальности повысили один раз за 5 лет аж на 5%, а базовый норматив на приоритетные направления за 5 лет подняли на 1%. В августе 2015 базовый норматив подняли еще на 5 тыс. руб. Сложно изучать 66 страниц и сравнивать их с предыдушим приказом из 33 страниц, однако, сравнивать нужно приложение №4), только средства, выделяемые на зарплату ППС – уменьшили на 310 руб. в год.

82% базового норматива должно идти на зарплату (53% на зарплату основного персонала, то есть — преподавателей, 29% — прочий персонал). Если что, то ректор, проректоры, начальники управлений – это прочий персонал. Составлялся базовый норматив в 2010 году, якобы, на основе анализа расходов вузов. Туфта полная – достаточно было посмотреть финансовые отчеты вузов (есть сводный сайт) и понять, что на зарплату они тратят в лучшем случае 60%.

Итак, базовый норматив «рекомендует» 82% тратить на зарплату. Как норматив может «рекомендовать»? Какой же он в таком случае «норматив»?

Не базовый норматив, а норматив с учетом коэффициентов может «рекомендовать» 95% тратить на зарплату. Это Москва, Питер, это северные и дальневосточные регионы. Региональный коэффициент на зарплату рассчитывается просто. В базовый норматив заложена средняя зарплата преподавателя 23 тыс. руб. (грязными). Но есть же майские Указы Президента! Поэтому берется средняя зарплата по региону, умножается на коэффициент из «дорожной карты» развала/развития образования (Распоряжение Правительства 2620-р от 30.12.12 или последующая модификация), делится на зарплату по нормативу (23 тыс.) и строится табличка региональных коэффициентов к зарплате. Если все это проделать, то НА СТАВКУ средний преподаватель в этом году будет получать 133% от средней зарплаты по региону в среднем. Будет? Как бы не так!

Все 5 лет рост норматива финансирования происходил только за счет роста регионального коэффициента к зарплате. Не хочет Повалко учитывать рост тарифов ЖКХ, не хочет понимать, что вода в северных регионах в три раза дороже, чем на юге Центральной России. Он считает, что коммуналка в Воронеже на 28% дороже, чем в ХМАО. И интернетом он, видимо, пользоваться не умеет. И сказать «Бог с ним, с Повалко» язык не поворачивается: Повалко определяет зарплату ППС России. Хотя мадам Абанкина заявляла, что зарплату определяет ректор. В чем-то она права.

26 июня 2015 года Правительство РФ приняло постановление № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания». В нем установлен общий порядок определения базового норматива и, отдельно, коэффициентов к нему.

11 августа 2015 года мадам Третьяк подписала «Приказ Минобрнауки России № 818 «О внесении изменений в Порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. № 1898»»

Изменили Приказ Минобрнауки от 20 декабря 2010 г. N 1898.
Было: 6. Размер платы в расчете на единицу оказания платных услуг не может быть ниже величины финансового обеспечения таких же услуг в расчете на единицу оказания государственных услуг, выполняемых в рамках государственного задания.

Стало: 6. Размер платы в расчете на единицу оказания платных услуг не может быть ниже величины базовых нормативных затрат, установленных <…> на оказание аналогичной государственной услуги в отношении контингента, принимаемого на обучение на соответствующий учебный год.

Почувствуйте разницу! Базовый норматив равен 63 тыс. руб. (с 2016 – 68 тыс. руб.), а финансовое обеспечение (норматив с учетом коэффициентов) может быть в три раза выше. И так как от 85% до 96% норматива – это зарплата, то сократят именно отчисления на Вашу зарплату.

Не сократят? В условиях демографической ямы, когда идет борьба за каждого платного студента (особенно в провинции)… В условиях ежегодного сокращения государством количества бюджетных мест на специальностях «юристы/экономисты/управленцы», то есть на пользующихся популярностью у студентов платников… В условиях, когда профильную математику ЕГЭ сдавали только 60%, а физику менее 40%…Конкурс среди вузов за абитуриента с деньгами…

Ректоры провинциальных вузов, особенно с большими северными коэффициентами к зарплате сотрудников, идут по пути снижения оплаты обучения в 2–2,5 раза по сравнению с нормативом подушевого финансирования, который платит государство. Значит государственный вуз, который учит 50-60% своих студентов за плату, снизит оплату труда преподавателя на ставку на 30%. А если учесть, что не может вуз ни 95%, ни 85% тратить на зарплату, то ставку сократят не на 30%, а в два раза, по сравнению с нормативной. А ведь нужно на бумажке отчитаться, что зарплата преподавателей составляет 133% от средней по региону. А в следующем году 150%. Как ректор выйдет из этой «ситуации»? Всем известно – нагрузка всем по максимуму – до 900 часов на ставку, совместителей убрать, штатных ППС нагрузить на 1,5 ставки плюс 300 почасовки. С оставшимися профессорами заключить договора на 0,125 ставки и поручить им 159 часов учебной нагрузки, платить за это 3 тыс. руб, отчитываясь, что у этого физлица зарплата 3/0,125 равна 24 тыс.руб. Причем эти ухищрения выгодны именно с высокооплачиваемой категорией ППС – с профессурой – выигрыш больше. Манипуляции ректоров-наперсточников ради виртуального выполнения приказов министерских чиновничков-картежников (творцов «дорожной карты»).

Еще один свеженький метод манипулирования – обязать преподавателей получать дополнительный доход 70 тыс. рублей в год, выполняя НИОКР (профессору кафедры филологии или истории в «эффективный контракт» включают требование выполнять Научно-исследовательские опытно-конструкторские работы). А не подпишешь контракт – будешь уволен, подпишешь – будешь уволен через год за невыполнение. Рабы не мы?

Господин Генеральный прокурор, давайте потребуем от мадам Третьяк соблюдать Федеральные Законы, в частности, №7-ФЗ и №83-ФЗ, и отменить пункт 3 Приказа №818 от 11 августа 2015 года!

Комментариев: 3 к записи “«Экономика» высшего образования

  1. Helena

    Октябрь 14, 2015 at 12:56пп

    Все именно так и происходит. В МФТИ то же самое — всех преподавателей добровольно-насильно переводят на дробные ставки, правда, с оговоркой — можно, конечно, и не подписывать заявление о переводе по собственному желанию на пониженную ставку, но… тогда возможны проблемы для строптивого сотрудника. Подписывает большинство, ибо сейчас найти работу преподавателю вуза нереально.
    И еще нововведение — теперь кафедры переименовывают в департаменты, из департаментов будут образованы школы — живых систем (детище нынешнего проректора Зубцова и его жены), естественных наук и пр. … Высшее руководство обещает, что статус преподавателя понижен не будет и все останется по-прежнему. ТОгда возникает вопрос: если все останется по-прежнему, зачем кафедре становится департаментом и не остаться по-прежнему кафедрой? Исходя из тенденций последнего времени, мало верится, что данная «оптимизация» не внесет свою лепту в ущемление прав преподавателей. Положения о департаменте еще нет, но заведующих кафедрами уже заставляют подписывать приказ о переводе кафедры в департамент. Естественно, добровольно. И никакие протоколы заседания кафедры о нецелесообразности такого перевода руководством не рассматриваются и на обсуждения ученого совета не выносятся из-за своей малозначимости. А ведь в уставе университета черным по белому прописано, что процесс реорганизации кафедры производится только по распоряжению ученого совета вуза. Но нынешнему руководству закон не писан! Проректор Зубцов все решил сам, он лучше знает, как, что и почему должно стать лучше на Физтехе! А не нравится самодеятельная безнаказанность Дмитрия Александровича — будьте добры на выход с вещами!
    Поэтому приказ о переводе кафедры в департамент руководители кафедр подпишут все, как один… И где-нибудь в самый последний момент мы, рядовые рабочие лошади, узнаем, например, что у нас будет 40 часов аудиторной нагрузки в неделю + обязательные статьи и научная работа (в свободное от занятий время, то есть ночью), и все это за (см. расчет выше, в статье): 24 тысячи(ставка к.н., доцента) : 0,6 (то, что осталось от ставки, м.б. и другая величина — от 0,4 до 0,8, например) — 40 тысяч рублей в месяц — средняя зарплата по региону. И пойдут наверх жизнерадостные отчеты о том, что все у нас хорошо, зарплаты выросли в соответствии с майскими указами Президента.

    • Василиса Перфильева

      Октябрь 14, 2015 at 11:17пп

      Предполагаю, что таким образом у Вас хотят отнять одну их академических свобод — выборность заведующих кафедрами. Директоров (заведующих) департаментами будут скорее всего назначать.
      Это называется «выстраивание вертикали власти».
      А завкафедрами подписывают, потому что им устно «гарантировали», что назначат конечно же их, они такие незаменимые и высококвалифицированные.
      Ну неужели и МФТИ превратят в контору по оказанию образовательных услуг среднего качества? Неужели достаточно одного самодура-менагера?

  2. Ирина

    Апрель 13, 2016 at 9:10дп

    Экономика высшего образования тесно взаимосвязана с экономикой науки , так как в вузах готовятся кадры для науки.

Комментарии закрыты.