ПРОФСОЮЗ«УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ»ПРОФСОЮЗ«УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ»
авторы пишутЗаписиКолонка Василисы Перфильевой
"Экономика" высшего образования

Публикуем очередную статью нашего постоянного автора, доцента, к.т.н., Василисы Перфильефой, посвященную анализу новых приказов Министерства образования и науки РФ, касающихся нормативов распределения финансов вузами, а также различным стратегиям манипулирования администрацией зарплатами сотрудников из числа профессорско-преподавательского состава, чтобы сэкономить бюджет и выполнить майские Указы Президента РФ одновременно.

Господин Бурматов, Вы боролись за снижение цен на платное обучение в вузах России. Поздравляю Вас: Вы решили этот вопрос … за счет зарплаты преподавателей.

Господа Преподаватели, я знаю, что Вы не привыкли разбираться со своей зарплатой, для вас важна Ваша работа, творческий подход к ней. Но всё-таки я призываю Вас задуматься о том, как финансируется высшее образование в РФ, какие деньги приходят в Ваш университет. Или не приходят.

В начале кризиса в январе этого года в СМИ пошло обсуждение незаконного повышения платы за обучение в государственных вузах. К борьбе за права студентов подключился депутат Бурматов и организация «Обрнадзор», и они победили в защите прав студентов, не прошедших по конкурсу на бюджет, на доступное платное высшее образование.
В государственных вузах России около 60% студентов учится с полным возмещением затрат. За свой счет, за счет родителей, за счет организаций (так называемые целевики), за счет бюджетов субъектов Федерации. В Москве плата может доходить до 400 тыс. в год, а в провинции – опускаться до 50 тыс.

Как определяется величина этой платы?

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»:
«Статья 9.2. Бюджетное учреждение
4. Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом»

Если бюджет РФ платит за студента прошедшего по конкурсу 250 тысяч, а родитель лоботряса, не прошедшего по конкурсу, платит 100 тысяч – можно ли считать условия одинаковыми? Услуга одна и та же – эти студенты учатся в одной группе.
У Минобрнауки арифметика особая: Ливанов и Третьяк считают, что 100=250. Это их страна, в бюджете их деньги, вузы в их собственнности, а преподаватели – просто рабы.

Вуз получает ежегодно госзадание – сколько студентов он должен принять на первый курс по каждой специальности (направлению) подготовки. Из бюджета РФ перечисляются деньги согласно нормативу подушевого финансирования. Этот норматив утверждается зам. Министра Повалко. В норматив подушевого финансирования входят разделы «базового норматива», умноженные на «корректирующие коэффициенты» – в зависимости от статуса вуза (федеральный, исследовательский и т.д.), от географического положения. Следует отметить, что базовый норматив на обычные специальности повысили один раз за 5 лет аж на 5%, а базовый норматив на приоритетные направления за 5 лет подняли на 1%. В августе 2015 базовый норматив подняли еще на 5 тыс. руб. Сложно изучать 66 страниц и сравнивать их с предыдушим приказом из 33 страниц, однако, сравнивать нужно приложение №4), только средства, выделяемые на зарплату ППС – уменьшили на 310 руб. в год.

82% базового норматива должно идти на зарплату (53% на зарплату основного персонала, то есть — преподавателей, 29% — прочий персонал). Если что, то ректор, проректоры, начальники управлений – это прочий персонал. Составлялся базовый норматив в 2010 году, якобы, на основе анализа расходов вузов. Туфта полная – достаточно было посмотреть финансовые отчеты вузов (есть сводный сайт) и понять, что на зарплату они тратят в лучшем случае 60%.

Итак, базовый норматив «рекомендует» 82% тратить на зарплату. Как норматив может «рекомендовать»? Какой же он в таком случае «норматив»?

Не базовый норматив, а норматив с учетом коэффициентов может «рекомендовать» 95% тратить на зарплату. Это Москва, Питер, это северные и дальневосточные регионы. Региональный коэффициент на зарплату рассчитывается просто. В базовый норматив заложена средняя зарплата преподавателя 23 тыс. руб. (грязными). Но есть же майские Указы Президента! Поэтому берется средняя зарплата по региону, умножается на коэффициент из «дорожной карты» развала/развития образования (Распоряжение Правительства 2620-р от 30.12.12 или последующая модификация), делится на зарплату по нормативу (23 тыс.) и строится табличка региональных коэффициентов к зарплате. Если все это проделать, то НА СТАВКУ средний преподаватель в этом году будет получать 133% от средней зарплаты по региону в среднем. Будет? Как бы не так!

Все 5 лет рост норматива финансирования происходил только за счет роста регионального коэффициента к зарплате. Не хочет Повалко учитывать рост тарифов ЖКХ, не хочет понимать, что вода в северных регионах в три раза дороже, чем на юге Центральной России. Он считает, что коммуналка в Воронеже на 28% дороже, чем в ХМАО. И интернетом он, видимо, пользоваться не умеет. И сказать «Бог с ним, с Повалко» язык не поворачивается: Повалко определяет зарплату ППС России. Хотя мадам Абанкина заявляла, что зарплату определяет ректор. В чем-то она права.

26 июня 2015 года Правительство РФ приняло постановление № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания». В нем установлен общий порядок определения базового норматива и, отдельно, коэффициентов к нему.

11 августа 2015 года мадам Третьяк подписала «Приказ Минобрнауки России № 818 «О внесении изменений в Порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. № 1898»»

Изменили Приказ Минобрнауки от 20 декабря 2010 г. N 1898.
Было: 6. Размер платы в расчете на единицу оказания платных услуг не может быть ниже величины финансового обеспечения таких же услуг в расчете на единицу оказания государственных услуг, выполняемых в рамках государственного задания.

Стало: 6. Размер платы в расчете на единицу оказания платных услуг не может быть ниже величины базовых нормативных затрат, установленных <…> на оказание аналогичной государственной услуги в отношении контингента, принимаемого на обучение на соответствующий учебный год.

Почувствуйте разницу! Базовый норматив равен 63 тыс. руб. (с 2016 – 68 тыс. руб.), а финансовое обеспечение (норматив с учетом коэффициентов) может быть в три раза выше. И так как от 85% до 96% норматива – это зарплата, то сократят именно отчисления на Вашу зарплату.

Не сократят? В условиях демографической ямы, когда идет борьба за каждого платного студента (особенно в провинции)… В условиях ежегодного сокращения государством количества бюджетных мест на специальностях «юристы/экономисты/управленцы», то есть на пользующихся популярностью у студентов платников… В условиях, когда профильную математику ЕГЭ сдавали только 60%, а физику менее 40%…Конкурс среди вузов за абитуриента с деньгами…

Ректоры провинциальных вузов, особенно с большими северными коэффициентами к зарплате сотрудников, идут по пути снижения оплаты обучения в 2–2,5 раза по сравнению с нормативом подушевого финансирования, который платит государство. Значит государственный вуз, который учит 50-60% своих студентов за плату, снизит оплату труда преподавателя на ставку на 30%. А если учесть, что не может вуз ни 95%, ни 85% тратить на зарплату, то ставку сократят не на 30%, а в два раза, по сравнению с нормативной. А ведь нужно на бумажке отчитаться, что зарплата преподавателей составляет 133% от средней по региону. А в следующем году 150%. Как ректор выйдет из этой «ситуации»? Всем известно – нагрузка всем по максимуму – до 900 часов на ставку, совместителей убрать, штатных ППС нагрузить на 1,5 ставки плюс 300 почасовки. С оставшимися профессорами заключить договора на 0,125 ставки и поручить им 159 часов учебной нагрузки, платить за это 3 тыс. руб, отчитываясь, что у этого физлица зарплата 3/0,125 равна 24 тыс.руб. Причем эти ухищрения выгодны именно с высокооплачиваемой категорией ППС – с профессурой – выигрыш больше. Манипуляции ректоров-наперсточников ради виртуального выполнения приказов министерских чиновничков-картежников (творцов «дорожной карты»).

Еще один свеженький метод манипулирования – обязать преподавателей получать дополнительный доход 70 тыс. рублей в год, выполняя НИОКР (профессору кафедры филологии или истории в «эффективный контракт» включают требование выполнять Научно-исследовательские опытно-конструкторские работы). А не подпишешь контракт – будешь уволен, подпишешь – будешь уволен через год за невыполнение. Рабы не мы?

Господин Генеральный прокурор, давайте потребуем от мадам Третьяк соблюдать Федеральные Законы, в частности, №7-ФЗ и №83-ФЗ, и отменить пункт 3 Приказа №818 от 11 августа 2015 года!


Контекст
Записи
Доклад о реформах высшего образования в Беларуси: особенности сочетания советского наследия и нео-либерального международного влияния
Уважаемые коллеги! 28 апреля 2014 г. в Центре франко-российских исследований в Москве, 18.00-20.00, Ольга Жилль-Белова, доцент Университета Бордо Монтень (Франция), выступит с  докладом «Реформы высшего образования в Беларуси: особенности сочетания...
Записи
Чего добивается первичная организация Межрегионального профессионального союза работников высшей школы «Университетская солидарность» в РГГУ
Мы публикуем проект требований первичной организации Межрегионального профессионального союза работников высшей школы «Университетская солидарность» в РГГУ» и будем благодарны за советы и предложения. Проект   «Чего добивается первичная организация Межрегионального профессионального союза...