ПРОЕКТ РЕЗОЛЮЦИИ ТРЕТЬЕЙ СЕССИИ КОНФЕРЕНЦИИ НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ: Какой должна быть наука в России

Уважаемые коллеги!

Научное и образовательное сообщества обеспокоены сложившейся в России ситуацией в академической среде. Анонсируемая конференция научных работников и митинг  «За право учиться и возможность учить» имеют общие основания в выделении ключевых проблем и имеют общие цели: консолидировать научно-образовательное сообщество, наладить диалог с представителями власти, выработать тактические шаги по изменению ситуации в сфере научной и образовательной политики в России. Редколлегия сайта Профсоюза «Университетская солидарность» приглашает всех неравнодушных к проблемам в сфере образования и науки в России присоединиться к проводимым мероприятиям.

Третья сессия Конференции научных работников состоится  29 мая 2015 г. в 10.00 в Большом зале Президиума РАН по адресу г. Москва, Ленинский проспект 32А.

Зарегистрироваться на конференцию можно по ссылке.

Информационное письмо доступно по ссылке.

Третья сессия постоянно действующей Конференции научных работников констатирует, что непродуманные и непросчитанные реформы науки и образования, в том числе связанные с принятием в 2013 г. закона о РАН, уже привели к негативным последствиям.

В сфере фундаментальной науки – это ослабление позиций российской науки в мире, выразившееся, в частности, в снижении доли российских публикаций; нарастающая бюрократизация деятельности как руководителей научных организаций, так и научных сотрудников; возникновение конфликтных ситуаций в ряде академических институтов и региональных научных центров. Дальнейшее продвижение реформ по схемам, разработанным Минобрнауки РФ и ФАНО, способно серьезно ухудшить ситуацию.

Главный источник проблемы – господство узко утилитарного подхода к сфере науки и высшего профессионального образования. Это связано с глубоким непониманием как роли науки в жизни современного общества – особенно в огромной и неравномерно развитой стране, – так и того, как она функционирует. Исследовательские институты – не просто «хозяйствующие субъекты», а наука – не совокупность бизнес-проектов. Она определяет общий уровень развития страны, служит главным инструментом модернизации общества и государства. Эта миссия не может быть основана на примитивной конкуренции между отдельными личностями и лабораториями, а продвижение на этом пути не может измеряться бухгалтерскими методами.

Конференция призывает руководство страны со всей серьезностью прислушаться к аргументам научного сообщества.

Конференция научных работников подчеркивает, что:

1) Важнейшей предпосылкой поддержания и укрепления конкурентоспособности страны, приумножения «человеческого капитала» служит сохранение и развитие научной и научно-технической среды. Существование такой среды жизненно необходимо для формирования научных лидеров, делающих открытия мирового уровня: не бывает науки, состоящей из одних гениев. В современных российских реалиях эта цель может быть достигнута только при наличии исследовательских институтов, охватывающих самый широкий спектр областей фундаментальной науки и обладающих достаточным числом ученых. Особую роль играют научные центры в регионах, являющиеся не только инструментом получения научных результатов, но и источником общих для всей страны культуры и образования: они выполняют не только научную, но и важнейшую социальную роль. Никакие преобразования в научной сфере не должны предполагать ни дальнейшего сокращения численности научных работников, ни директивного сужения тематики исследований.

2) Наряду с этим чрезвычайно важно развитие центров науки и научного образования высшего мирового класса: создание таких центров в областях, где мы способны быстро воссоздать научные коллективы, сохранение и развитие ведущих научных школ.

3) На повестке дня остро стоит задача восстановления научной инфраструктуры, модернизации существующих и создания новых научных установок и комплексов. Уровень российской науки определяется не только квалификацией исследователей, но и качеством инструментов, имеющихся у них в распоряжении.

4) В области прикладной науки необходимо воссоздание национального сектора исследований и разработок – инновационного локомотива промышленности и бизнеса. Это является необходимым условием вхождения страны в число мировых технологических лидеров. Основной критерий успеха деятельности этого сектора – востребованность его результатов промышленностью и бизнесом.

Исходя из этого, Конференция предлагает следующий комплекс неотложных мер по развитию российской науки:

а) Поддержка «базового» финансирования фундаментальной науки, по крайней мере, на уровне 2014 года с проведением объективной и компетентной оценки результативности работы научных организаций. Развитие конкурсного финансирования, в том числе научными фондами, необходимо, но оно возможно лишь при выделении дополнительных средств.

б) Целевая поддержка лидирующих научных организаций и лабораторий, работающих на высшем мировом уровне, создание новых центров, поддержка конкурентоспособных на мировом уровне научных школ.

в) Формирование программы воссоздания и развития научной инфраструктуры, всесторонняя экспертиза этой программы и ее ускоренная реализация, в частности, в рамках государственной инвестпрограммы.

г) Реализация сформированных государством и научным сообществом приоритетов фундаментальной и прикладной науки путем создания соответствующих государственных программ, в том числе междисциплинарных и/или межведомственных, с открытыми и прозрачными процедурами принятия решений и финансирования, повышенной ответственностью участников за результаты.

Конференция считает, что в сложившейся экономической ситуации сокращение и так мизерных средств, выделяемых на фундаментальную науку, приведет к необратимым последствиям. Мы настаиваем, что финансирование науки и образования должно осуществляться в приоритетном порядке на уровне, объявленном Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. №599. Экономить на науке и образовании – значит уничтожать будущее!

Должно быть обеспечено самоуправление науки. Резкая дебюрократизация и уважение академических свобод – необходимые условия восстановления эффективности, а также авторитета и роли науки в обществе. Унижать науку – значит унижать достоинство нации!

Comments are closed.