ПРОФСОЮЗ«УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ»ПРОФСОЮЗ«УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ»
ДействияЗаписиПрофсоюз
Обращение преподавателей высшей школы России

Уважаемые коллеги! Будем рады, если Вы поддержите эту петицию преподавателей, требования которой были приняты на Форуме преподавателей вузов Москвы 17 июня в Сахаровском центре —  http://unisolidarity.ru/?p=2403. Если Вы хотите поддержать данное Обращение, то поставьте свою подпись (ФИО (полностью), степень (при наличии), должность и вуз (полностью)) и то, что Вы хотите сказать по данному поводу  в комментариях, откуда Ваша подпись потом будет перенесена в общий список.

Обращение  также опубликовано на сайте «Полит.ру» — http://polit.ru/article/2014/06/26/education/

 

Президенту РФ В.В. Путину

Председателю Правительства РФ Д.А. Медведеву

Заместителю председателя Правительства РФ О.Ю.Голодец

Мы, подписавшие это обращение, в очередной раз обращаем ваше внимание, что заявленные в официальных документах цели развития российского высшего профессионального образования и конкретные политические меры Правительства, Минобрнауки, как и действия руководства значительной части вузов находятся в вопиющем противоречии между собой.

Нам говорят об улучшении качества образования, о повышении конкурентоспособности российской высшей школы, обеспечении результативности и эффективности системы, об укреплении связей высшего профессионального образования с наукой и практикой, наконец, об увеличении оплаты труда преподавателей. На деле мы видим и чувствуем на собственной шкуре совсем другое. Высшую школу ориентируют на рейтингобесие, когда вместо реального повышения качества образования пытаются имитировать формальные показатели, подчас не слишком честными средствами (вроде привлечения иностранных специалистов исключительно ради их высоких показателей цитируемости и индексов Хирша).

Стремятся удовлетворить требования «Дорожной карты» по количеству студентов, приходящихся на одного преподавателя, переводя часть преподавателей на ухудшенные условия труда. Этот прием используется и для повышения формальных показателей размеров оплаты штатных преподавателей. Показатель фальсифицируется так же тем, что в нем не учитывается увеличение объема нагрузки, то есть в реальности происходит снижение оплаты на единицу трудозатрат. Фиктивными являются показатели «среднего» (арифметического) размера оплаты труда, так как при их расчете учитываются все виды выплат, в том числе связанных с внутренним совместительством, грантами, которые вообще не зависят от вуза, запредельно высокие выплаты руководящему персоналу вузов.

Массовые сокращения преподавателей и сокращение бюджетных мест в вузах оправдывают снижением численности потенциальных студентов из-за «демографической ямы», не учитывая альтернативных возможностей сохранения кадрового потенциала вузов. Оценка эффективности вузов по плохо проработанной системе критериев, во многих случаях зависящих к тому же не от образовательных учреждений, а от руководящих ими органов, грозит снижением доступности высшего профессионального образования, прежде всего в провинции, лишением регионов локальных культурных центров.

Произвольные слияния вузов сопровождаются не сокращением управленческого аппарата (он во многих случаях возрастает), а опять же увольнениями преподавателей. Нестабильность существования преподавателей растет из-за перспектив перехода на так называемый «эффективный контракт» с недостаточно обоснованными показателями, с тенденцией сокращать сроки действия трудовых договоров. Это грозит подрывом у преподавателей стимулов к творческому продуктивному труду, приводит к внедрению в нашу среду психологии «поденщиков». Дальнейшее развитие антисолидарных подходов к формированию зарплаты преподавателей, заложенных постановлением 2008 года об «отраслевых системах оплаты труда», разрушает морально-психологический климат в коллективах, что так же негативно сказывается на качестве образования.

В целом мы видим, что предпринимаемые Правительством Российской Федерации и Минобрнауки России меры ведут не к выходу из глубокого кризиса, в котором пребывает российское высшее профессиональное образование, а к его усугублению и грозят просто распадом системы, потерей страной значительной части своего интеллектуального потенциала, сокращением возможностей для социальной мобильности. У вас есть шанс доказать, что провозглашаемые вами цели – это не пустые обещания, данные из популистских соображений. Доказать преподавателям вузов и обществу в целом, что вы и в самом деле озабочены будущим страны.

Мы считаем, что для спасения высшего образования необходимо ВЫПОЛНЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЙ:

Начать широкую общественную дискуссию о целях, задачах и путях реформирования образования и науки, с широким привлечениям независимых экспертов, преподавателей, ученых и общественности. Итогом этой дискуссии должна стать существенная корректировка основополагающих нормативных правовых актов в этой сфере;   Немедленно отменить уничтожающую образование и науку «Дорожную карту» — план мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденный Распоряжением Правительством РФ от 30 апреля 2014 г. № 722-р;

Отменить Постановление Правительства РФ от 5 августа2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов», которое создало серьезные диспропорции в оплате труда работников образования, породило откровенную социальную несправедливость и создало неограниченные возможности для всевластия и произвола вузовской бюрократии;

Отказаться от практики назначения ректоров «сверху» как процедуры, разрушающей принципы университетской автономии и академической свободы. Расширять институты академического самоуправления, а не свертывать их;

Запретить практику сокрытия размеров и источников формирования доходов научных и образовательных организаций от трудового коллектива, которая создает возможности для произвольного и бесконтрольного расходования средств руководством в ущерб работникам;

Отказаться от порочной и незаконной практики объявления зарплат в вузах «коммерческой тайной»; создать прозрачную и справедливую систему начисления заработной платы (а также всех иных доходов), не допускающей превышения совокупного дохода ректора (и любого другого вузовского начальника) более, чем в три раза от среднего уровня оплаты профессорско-преподавательского состава вуза;

Перейти при оценке роста уровня оплаты труда вузовских преподавателей от среднего арифметического к медианному размеру оплаты труда как более объективно показывающему реальное положение дел;

Не откладывать существенное повышение зарплат до 2018 г., учитывать не только «валовый» объем зарплаты, но и ее соотношение с реальным объемом нагрузки;

Не повышать объем учебной, особенно аудиторной нагрузки, а напротив, сократить ее, установив предельный размер нормальной учебной нагрузки в треть годового фонда рабочего времени – 520 часов при предельном объеме аудиторной («горловой») нагрузки в 180 часов. Создать реальные условия для занятия преподавателей научной деятельностью и особенно методической деятельностью, без которой не могут быть реализованы образовательные стандарты;

Пересмотреть с учетом открытого и широкого общественного обсуждения методику оценки эффективности вузов, дифференцировав ее по типам вузов и четко разделив показатели, зависящие от самих вузов и от деятельности вышестоящих государственных органов; выработать четкий алгоритм действий в отношении вузов, признанных неэффективными, отдавая приоритет их оздоровлению, а не ликвидации. Практиковать слияние вузов лишь после серьезной и открытой оценки его необходимости и проработки процедур слияния, чтобы оно не наносило ущерб сложившимся коллективам;

Отказаться от планов и практики массового сокращения преподавателей и перевода их на худшие условия занятости; запретить заключение гражданско-правовых договоров с преподавателями иначе, как на подготовку новых курсов и учебно-методических комплексов. Перейти к практике заключения по итогам открытого конкурса бессрочных трудовых договоров с преподавателями;   Обеспечить защиту трудовых прав компетентных и честных преподавателей, которые испытывают притеснения со стороны администрации вузов; решительно пресекать незаконные преследования и увольнения преподавателей по мотивам, не связанным с выполнением ими трудовых обязанностей (общественная, в том числе профсоюзная, деятельность, высказывание идеологических позиций, сексуальная ориентация и гендерная самоидентификация и т.п.);

Мы требуем отставки Д.Ливанова, который еще в ноябре 2012г. продемонстрировал циничное отношение к большинству российских преподавателей, назвав их «преподавателями невысокого качества» и после этого продолжавшего демонстрировать свои невысокие человеческие и деловые качества, а также свою вопиющую некомпетентность. Мы считаем, что на его место должен быть назначен человек, предлагающий программу реформирования образования в интересах обучающихся, преподавателей, широких слоев общества, а не бюрократии и крупного капитала. Его назначение должно стать результатом широкого общественного обсуждения предлагаемой программы.

*******************************************************

  • Аникин Александр Сергеевич, канд. с-х. наук, доцент СПбГЛТУ;
  • Антонова Мария Владимировна, доктор филол.наук, профессор, зав.кафедрой истории русской литературы орловского государственного университета;
  • Антопольский Александр Борисович д.т.н. профессор кафедры информатизации культуры МГУКИ;
  • Аншаков Олег Михайлович, профессор кафедры математики, логики и интеллектуальных систем в гуманитарной сфере РГГУ, член профсоюза Университетская солидарность ;
  • Бабичева Елена Леонидовна, к.ф.н., доц. ПГУ;
  • Базанов Михаил Александрович, преподаватель Челябинского базового медицинского колледжа;
  • Барбенко Ярослав Александрович, канд. ист. наук., доцент Дальневосточного федерального университета;
  • Бахтин Виктор Викторович, к.и.н., доцент ВГАУ;
  • Белобрыкина Ольга Альфонсасовна, канд. психол. наук, доцент НГПУ;
  • Беломестнова Нина Васильевна, канд псих наук, доцент, доцент Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, член Санкт-Петербургского союза учёных;
  • Беспалов Сергей Валериевич, к.и.н., доц. РАНХиГС;
  • Булдаков Владимир Прохорович, д.и.н., г.н.с. ИРИ РАН;
  • Волков Николай Сергеевич, Московский государственный университет, член Центрального Совета профсоюза «Университетская солидарность»;Валиева Ольга Владимировна, к.э.н., доцент НГУ;
  • Вахтин Алексей Александрович, к ф-м н, доц. каф. ПиИТ Воронежский государственный университет;
  • Волокитина Надежда Александровна, к. культурологии, доцент Сыктывкарского государственного университета;
  • Вязникова Любовь Федоровна, д.псих.н., профессор, ДВГГУ;
  • Галкина Елена Сергеевна, доктор исторических наук,  профессор МПГУ, сопредседатель межвузовской организации профсоюза работников высшей школы «Университетская солидарность»;
  • Гладких Юлия Германовна, к. филол. н., доцент кафедры русского языка Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета;
  • Гонина Наталья Владимировна, доцент кафедры истории и политологии Красноярского государственного аграрного университета;
  • Горожанина Марина Юрьевна, к.и.н., доцент Кубанский госуниверситет;
  • Дамье Вадим Валерьевич, д.и.н., ведущий научный сотрудник Института Всеобщей истории РАН, профессор Высшей школы экономики;
  •  Демидова Ольга Ростиславовна, д.филос.н., проф., проф. ЛГУ им. А.С.Пушкина и международной программы МАРКА Европейского университета в СПб., член Союза писателей СПб. и Союза российских писателей;
  • Донских Олег Альбертович, д.филос.н., проф., зав. кафедрой философии НГУЭУ (Новосибирского государственного университета экономики и управления);
  • Ерусалимский Константин Юрьевич, д-р ист. наук, проф. каф. истории и теории культуры РГГУ;
  • Замятина Ирина Викторовна, д.ф.н., доцент Пензенского государственного университета;
  • Звягина Анна Стефановна, доцент, к.п.н., ДВГГУ , г. Хабаровск;
  • Золотарева Светлана Алексеевна, к.п.н., доцент, ДВГГУ;
  • Иванов Фёдор Николаевич, к.и.н., доцент Сыктывкарского государственного университета;
  • Иртегов Дмитрий Валентинович, доцент, факультет информационных технологий, Новосибирский Государственный Университет;
  • Каверина Екатерина Николаевна, кандидат биологических наук, преподаватель; Каневский Игорь Маркович, к.х.н,, доцент ЯГТУ;
  • Касаткин Леонид Леонидович, главный научный сотрудник Института русского языка им. В.В.Виноградова РАН, доктор филологических наук, профессор;
  • Корниенко Светлана Юрьевна, к.ф.н., доцент Новосибирского государственного педагогического университета;
  • Котелевский Дмитрий Владимирович, доцент департамента философии Уральского Федерального Университета;
  • Красильников Сергей Александрович, доктор исторических наук, профессор Новосибирского государственного университета;
  • Крокинская Ольга Константиновна, д.с.н., проф. Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена
  • Кудюкин Павел Михайлович, доцент ВШЭ, сопредседатель профсоюза работников высшей школы «Университетская солидарность» ;
  • Кузнецов Валерий Александрович, доцент Самарского государственного технического университета;
  • Кузнецова Наталья Владимировна, преподаватель ДВГГУ;
  • Курляндский Игорь Александрович , к.и.н, с.н.с. Института российской истории РАН;
  • Латынцев Андрей Александрович, к.т.н., доцент кафедры «Системы искусственного интеллекта», Сибирский Федеральный Университет (СФУ);
  • Лобанов Михаил Сергеевич, к.ф.-м. н., доцент МГУ, председатель профкома профсоюза «Университетская солидарность» в МГУ, сопредседатель профсоюза работников высшей школы «Университетская солидарность;
  • Лордкипанидзе Марина Георгиевна, к.э.н., доцент; Лукоянов Игорь Владимирович, дин, внс Санкт-Петербургского института истории РАН;
  • Магомедова Дина Махмудовна, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой Истории русской классической литературы РГГУ;
  • Машовец Светлана Павловна, д.п.н., профессор, ДВГГУ;
  • Маркарова Тамара Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент;
  • Морозов Константин Николаевич, д.и.н., профессор кафедры гуманитарных дисциплин ИОН РАНХиГС,  учредитель и член Совета «Вольного исторического общества», сопредседатель профсоюза работников высшей школы «Университетская солидарность» и гл. редактор сайта профсоюза- http://unisolidarity.ru;
  • Мотовникова Елена, канд.филос.наук, доцент кафедры философии и теологии, Белгородский государственный национальный исследовательский университет;
  • Мусолин Дмитрий Леонидович, к.б.н., доцент Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова;
  • Николаев Владимир Геннадьевич, к.с.н., доцент кафедры общей социологии НИУ ВШЭ;
  • Николаи Федор Владимирович, к.и.н., доцент Нижегородского государственного педагогического университета;
  • Неретин Юрий Александрович, д. ф.-м.н, проф., мехмат МГУ;
  • Обуховский Валерий Владимирович, д.ф.-м.н., профессор Воронежского госуниверситета;
  • Осипов Александр Михайлович, д.с.н., проф., Новгородский государственный университет имю Ярослава Мудрого;
  • Патракеев Михаи Александрович, кандидат физ.-мат. наук,
    и.о. доцента, Уральский Федеральный Университет (Екатеринбург);
  • Пахсарьян Наталья Тиграновна, д.филол.н., профессор МГУ;
  • Пацаева Светлана Викторовна, к.ф.-м. н., старший преподаватель физического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова;
  • Подгорная Ольга Игоревна, доктор биологических наук, профессор Биофака СтПетербургского Гос Университета;
  • Подосокорский Николай Николаевич, кандидат филологических наук, историк, литературовед;
  • Петренко Максим Степанович, к.и.н., доцент, Новосибирский юридический институт (филиал) Томского государственного университета;
  • Пигуль Галина Ивановна, к.п.н., доцент, отличник народного просвещения, ДВГГУ;
  • Росляков Александр Борисович, к.с.н., доцент кафедры теории и истории социологии РГГУ;
  • Рублев Дмитрий Иванович, к.и.н., доцент РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева;
  • Солодников Владимир Владимирович, д.с.н., проф., социологический факультет РГГУ;
  • Соколов Никита Павлович, к.и.н, шеф-редактор журнала «Отечественные записки»; учредитель и председатель Совета «Вольного исторического общества»;
  • Семенова Татьяна Алексеевна, кфмн, доцент Национального исследовательского ядерного университета МИФИ;
  •  Сентябрев Николай Николаевич , доктор биол.наук, профессор, ВГАФК, ВГСПУ Волгоград;
  • Сурмава Александр Владимирович, доцент Академии Социального Управления, сопредседатель межвузовской организации профсоюза работников высшей школы «Университетская солидарность»;
  • Тернопол Татьяна Вячеславовна, кандидат культурологии, ст. преподаватель ЯГПУ им. К.Д. Ушинского;
  • Тиллес Ванда Феликсовна, к.т.н., доцент, Югорский государственный университет;
  • Трынов Дмитрий Валерьевич, ст. преподаватель УрФУ, председатель первичной организации профкома «Университетская солидарность» в УрФУ, сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность» ;
  • Фомин Анатолий Аркадьевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и общего языкознания Уральского федерального университета;
  • Фарафонова Людмила Николаевна, к.п.н., доцет ДВГГУ;
  • Федчук Дмитрий Аркадьевич, канд. филос. наук, доцент, СПбГЭУ;
  • Фридман Владимир Семёнович, кбн, снс биофака МГУ;
  • Хабибулина Виолетта Максудовна, к.б.н., MsSW, MPH, доцент (должность), Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П.Павлова;
  • Черевко Марина Александровна, к.соц.н, доцет, ДВГГУ;
  • Черняго Любовь Сергеевна, к.г.н., доцент, член профсоюзного комитета межвузовской организации профсоюза работников высшей школы «Университетская солидарности»;
  • Шахматова Елена Васильевна, доцент Государственного университета управления, председатель профкома профсоюза «Уиверситетская солидарность в ГУУ;
  • Шиян Анна Александровна, к.ф.н., доцент УНЦ феноменологической философии философского факультета РГГУ;
  • Щербатова Алена Анатольевна, преподаватель кафедры истории России, Челябинский государственный университет;
  •  Щербачев Олег Вячеславович, старший преподаватель кафедры общей физики Национального исследовательского
    ядерного университета МИФИ;
  • Эрлих Сергей Ефроимович, к.и.н., издательство «Нестор-История»;
  • Юдина Надежда Петровна, д.п.н., професор, ДВГГУ;
  • Ясавеев Искэндэр Габдрахманович, доктор социологических наук, доцент кафедры социологии Казанского федерального университета

Контекст
авторы пишутЗаписиКолонка Василисы Перфильевой
Деградация вузовской демократии
Публикуем статью нашей коллеги к.т.н., доцента Василисы Перфильевой. Министр Ливанов изменил правила конкурсного отбора преподавателей вузов. Министр Ливанов грубо нарушил Постановление Правительства РФ от 25 августа 2012 г. N 851 «О...
авторы пишутЗаписиКолонка Василисы Перфильевой
На горизонте – Мониторинг вузов 2015, а Как он влияет на качество образования и трудовые права ППС?
Публикуем очередную статью к.т.н., доцента Василисы Перфильевой. В мониторинге вузов есть раздел: «IV. Дополнительные характеристики образовательной организации», а в нем пункт 6 — Общая численность ППС (без внешних совместителей и...
авторы пишутКолонка Александра Могилева
Как выбрать хорошего ректора? Окончание
Публикуем окончание статьи А.Могилева  «Как выбрать хорошего ректора?» Начало – см. http://unisolidarity.ru/?p=1136   Часть 2. Самое интересное Итак, вы решили, что ректор вам не подходит, и его нужно менять. Вы...