МГОУ как зеркало «модернизации» высшего образования

Публикуем статью нашей коллеги доцента, канд. геогр. наук Л.С.Черняго

Одиннадцать лет назад Россия присоединилась к Болонскому процессу, направленному на сближение и гармонизацию систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. В Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование (Левен, 2009) говорится, что проводимая реформа систем и политики высшего образования должна быть встроена в европейские ценности, должна проводиться при активном участии студентов и преподавателей высшей школы. Московский государственный областной университет (МГОУ) также вовлечен в процесс создания единого европейского образовательного пространства.  Однако, европейские ценности — социальная справедливость и академические свободы — так и не прижились в стенах этого прославленного и старейшего вуза Подмосковья. В этой связи уместно привести некую параллель. В своем выступлении на VIII Всероссийском съезде судей в 2012 году В.В.Путин обратил внимание на качество работы судов, отметив что «суд – это, как известно, важнейший государственный институт, где вершатся судьбы миллионов людей. И потому важно не допускать судебных ошибок, бороться с чванством и коррупцией. Непрофессионализм, предвзятость и нарушение этических норм – это не только личное фиаско и позор для конкретного физического лица, но и подрыв доверия граждан к судебной системе в целом, к государственной власти и государству». Не менее важным государственным институтом является и вуз, где вершится подготовка будущей интеллектуальной элиты общества. В достижении этой важной стратегической цели ректору принадлежит главная роль по созданию команды для эффективной организации учебного процесса. Здесь важно не допускать управленческих ошибок, исключить непрофессионализм, предвзятость и нарушение этических норм со стороны отдельных менеджеров, которые могут подорвать доверие студентов и их родителей к системе высшего образования в целом. Вот уже не один год длится противостояние инициативной группы преподавателей Естественно-экологического института (ЕЭИ), который был ликвидирован ректором МГОУ П.Н.Хроменковым в прошлом году. К слову сказать, в своем интервью газете «МК» (от 29.05.2013г.) председатель Комитета по развитию профессионального образования и кадрового обеспечения Торгово — промышленной палаты Московской области Михаил Фридман назвал ликвидацию ЕЭИ МГОУ преступлением, совершаемом келейно, которое направлено на разгром научной школы, где работают уникальные кадры, профессора с мировыми именами. К великому нашему сожалению приходится констатировать, что ректор МГОУ поменял традиционно демократический и государственно-общественный стиль управления университетом и взял «бразды правления» в свои руки. Ректор проигнорировал мнение представителей демократического «крыла» ППС, которые предупреждали его о недопустимости поддержки «эффективного менеджера» кандидата педагогических наук Ткачевой З.Н. на посту декана географо-экологического факультета (ГЭФ), входившего в структуру ликвидированного ЕЭИ. В своей коллективной жалобе, на которую ректор не дал письменный ответ, сотрудники и преподаватели указали, что за последние пять лет работы декану З.Н. Ткачевой так и не удалось стать неформальным лидером профессорско-преподавательского состава ГЭФ. Вместо того, чтобы поэтапно реализовывать  комплексную программу развития факультета, сплотить сотрудников факультета в единую команду, способную решать сложные конструктивные задачи в условиях реформы ВПО, создать творческую атмосферу для профессионального роста, ответственности и добросовестной конкуренции, З.Н. Ткачева оказывала разрушающее воздействие на годами складывавшийся коллектив факультета, где на первом месте стояли такие качества как профессиональная компетентность, корректное отношение к коллегам, доброжелательность, взаимовыручка. Отсутствие в работе декана позитивного вектора достижения сложных конструктивных целей неизбежно привело к появлению и нарастанию негативного вектора достижения более легких деструктивных целей – поиску и наказанию виновных в «ошибках и провалах», сворачиванию коллегиальности, демократии и гласности в принятии решений и, наконец, к устранению инакомыслящих и формированию института личной власти. По поводу разрушения академических традиций на ГЭФ МГОУ и снижения качества образования преподаватели неоднократно обращались и в Минобразования Московской области, и к губернатору Андрею Воробьеву, и к главному редактору «МК» Павлу Гусеву, бывшему в то время председателем Общественной палаты Подмосковья, и даже в Генпрокуратуру РФ (http://unisolidarity.ru/?p=1549). Увы, все безрезультатно. Нас не услышали, поскольку это стало системой — не прислушиваться к профессиональному университетскому сообществу. К сожалению, и само профессиональное сообщество далеко не консолидированное.«В большинстве вузов нет общественного мнения, с которым был бы вынужден считаться ректор, а есть запуганное «молчащее большинство» — считает сопредседатель независимого профсоюза «Университетская солидарность» профессор, доктор исторических наук К.Н.Морозов «Молчащее большинство» ГЭФ МГОУ, как и вообще всех вузов,  можно условно поделить на две группы. В первую группу входят преподаватели, любящие свой предмет и творчески относящиеся к учебному процессу, однако не способные противостоять хамству и чиновничьему беспределу, да и опасающиеся (увы, небезосновательно) за свою дальнейшую судьбу в профессии. Ко второй группе относятся «комформисты». Им удобнее примкнуть к начальству и через «одобрямс» получать со стороны деканата негласную гарантию невмешательства в выполняемую работу. В частности, zлабораторные занятия или забивать головы студентов пустопорожними разговорами о чем угодно, только не по теме преподаваемой дисциплины. Зато они не отказывают себе в удовольствии регулярно вписывать в журнал нагрузки «отработанные» пары, паразитируя, таким образом, на бюджете вуза. Или они могут, получив внутренний грант МГОУ по НИР, выпустить сомнительного содержания «сборник научных трудов», а затем положить его в долгий ящик, так и не доведя до массового читателя. Такой, к примеру, сборник в единственном экземпляре «для галочки» под названием  «Геоэкологическое состояние Подмосковной Мещеры» красовался в прошлом году на полке в кабинете бывшего проректора МГОУ по научной работе М.Н. Левченко. По меткому определению доктора философских наук Бориса Шалютина, «мастера подлизывать власти, они лихо становятся председателями диссертационных советов, деканами, а то и ректорами, размножаются, плодя себе подобных, а потом эти раковые опухоли начинают давить настоящих учёных, здоровые структуры научно-образовательного сообщества» (http://www.regnum.ru/news/russia/1660381.html).   Наши попытки обратиться в Рособрнадзор, как обычно, закончились традиционными отписками (приложение 1). Ответ из Рособрнадзора поражает своей «симметричностью». В нем нет правовой оценки нарушения процедуры выборов заведующего кафедрой рационального природопользования и методики преподавания географии, недавно созданной в ходе реструктуризации  и тенденциозно «подогнанной» под  З.Н.Ткачеву. Ни слова не сказано о нарушении прав соискателей выступить со своей предвыборной программой  на Ученом совете в ходе конкурсной процедуры на замещение вакантных должностей ППС. Без внимания чиновников Рособрнадзора остался факт назначения в состав комиссии по реструктуризации ЕЭИ всех сотрудников управленческого аппарата МГОУ вплоть до проректора по АХЧ, куда ректор включил ту же Ткачеву З.Н., но «забыл» включить ведущих профессоров и преподавателей географо-экологического и биолого-химического факультетов вопреки Левенскому коммюнике. По поводу неработающего более полутора лет лифта в Перловском учебном корпусе Рособрнадзор ограничился  направлением в МГОУ письма об исполнении Распоряжения Правительства РФ о программе «Доступная среда». На двух страницах ответа подробно изложена суть этого распоряжения, однако, ни слова о том, что ректором нарушен п.2.10 Устава МГОУ об обеспечении охраны здоровья обучающихся и работников университета, которым неработающий лифт надолго осложнил доступ к месту работы и в учебные аудитории. И еще, самое главное. По поводу учебных планов магистерских программ открытых на ГЭФ З.Н.Ткачевой, которые не обеспечивают должных компетенций будущим выпускникам по направлениям «Международное сотрудничество в области экологии и природопользование» и «Экономика природопользования», Рособрнадзор ограничился перечислением предоставленные деканатом ГЭФ разрешительных документов без профессионального анализа их содержательной части. Не ясно, почему чиновники из Рособрнадзора не обратились по этому поводу к специально созданной при Минобрнауке структуре — Научно-методическому совету по экологии, который участвует в лицензировании, аттестации и аккредитации вузов по направлениям подготовки в области экологии и природопользования. То есть, в итоге мы имеем все тот же пресловутый бумагооборот, которым и занимаются чиновники всех мастей, не производя «добавленной стоимости» в качество высшего образования. Вопрос «зачем нужны такие структуры в системе высшего образования» давно висит в воздухе. В этой связи очень кстати замечания к.т.н. В.И.Пименова о том, «что вузы и университеты  изначально  это «Universitas Magistrorum et Studentium» — объединение преподавателей и студентов. Безо всяких там ловких администраторов-коммерсантов. Поэтому сегодня все эти управленческие должности должны быть избираемыми каждый год, как в Кэмбридже». В современных условиях МГОУ призван сыграть ведущую роль в формировании  кадрового потенциала мирового уровня не только в сфере образования, но и науки, о чем заявил в своей предвыборной программе ректор П.Н.Хроменков. Однако, о каком мировом уровне подготовки специалистов в МГОУ может идти речь, когда на ответственные посты ректор назначает управленцев, чья профессиональная компетентность вызывает сомнение.   Уважаемые преподаватели ГЭФ МГОУ, да и других факультетов прославленного университета. Пора нам проснуться от «зимней спячки» и консолидироваться. Свежий ветер перемен уже подул: недавно созданный профсоюз работников высшей школы «Университетская солидарность» — это трамплин для прыжка в гражданское общество, это открытая площадка для свободного обмена мнениями. Присоединяйтесь! Вместе – мы сила: «девятый вал» солидарности сметет косность и непрофессионализм в управлении высшим образованием и поднимет, наконец, рейтинг вузов России на мировой уровень.   Приложение: Обращение в Рособорнадзор о последствиях реструктуризации в МГОУ.   Руководителю Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С.Кравцову адрес: г.Москва, ул. Садово-Сухаревская, д.16, К-51, ГСП-4, 127994 от доц. канд. геогр. наук Л.С.Черняго   Уважаемый Сергей Сергеевич! Обращаюсь повторно в Рособрнадзор по поводу ситуации, сложившейся на географо-экологическом факультете МГОУ.   В 2013г. прошла реструктуризация Естественно-экологического института (ЕЭИ), который был создан в 2004 году как инструмент эффективного взаимодействия географо-экологического (ГЭФ) и биолого-химического факультетов (БХФ) МГОУ по вопросам совершенствования подготовки  профессиональных кадров для науки и экономики региона. В настоящее время в составе университета остались институты гуманитарного направления (лингвистический, юридический, филологический), что нарушает паритет естественнонаучного образования в структуре МГОУ.   В состав комиссии по реструктуризации Естественно-экологического института (ЕЭИ) МГОУ вошли, в основном, представители ректората, которые в силу своей квалификации были не в состоянии корректно выполнить поставленную задачу. Университетское сообщество, несмотря на декларированный Уставом МГОУ принцип единоначалия и коллегиальности, было отстранено от участия в реструктуризации ЕЭИ. Такая ситуация противоречит национальному проекту «Образование», в котором говорится о привлечении к управлению образованием профессорско-преподавательского состава вузов, как главных участников образовательного процесса. В частности, в ходе реструктуризации ЕЭИ состоялось объединение двух кафедр биолого-химического факультета в одну с предельно многочисленным составом преподавателей (кафедра теоретической и прикладной химии), зато на географо-экологическом факультете появилась новая кафедра с минимальным числом сотрудников, получившая название кафедра природопользования и методики преподавания географии. Кафедра была создана с целью утверждения на должность заведующего кафедрой бывшего декана ГЭФ З.Н.Ткачевой, против которой выступила инициативная группа преподавателей ЕЭИ. В 2012 г. мы обратились к ректору МГОУ П.Н.Хроменкову с коллективной жалобой (вхд. № 777от 12.10.2012г.), оставшейся без ответа. Наши многочисленные обращения в Министерство образования Московской области, к Губернатору Московской области и Генеральную прокуратуру не получили должного отклика.   Письма к губернатору А.Ю.Воробьеву и в Генеральную прокуратуру находятся в открытом доступе на сайте независимого профсоюза работников высшей школы «Университетская солидарность», поддержавшего наши требования (ссылка: http://unisolidarity.ru/?p=1549).   В рамках проводимой реструктуризации выдвижение кандидатур в состав формируемого Ученого совета на географо-экологическом факультете прошло с нарушением процедуры тайного голосования. С незначительным перевесом голосов при подавляющем числе воздержавшихся открытым (а не тайным) голосованием собрание трудового коллектива ГЭФ утвердило кандидатуру профессора кафедры геологии и геоэкологии Т.С.Лукьяновой, которая в 2011году лоббировала кандидатуру З.Н.Ткачевой на должность заведующего этой кафедрой. Причем, как было отмечено в нашем письме в Генеральную прокуратуру, вопрос о выдвижении доц. О.В.Куропятник и студентки Д.В.Куликовой на конференцию по выборам членов Ученого совета МГОУ на 2013-2014гг. на этом собрании вообще не рассматривался, что свидетельствует о попытке фальсификации протокола со стороны деканата ГЭФ.   Также была нарушена процедура конкурса на замещение вакантной должности заведующего кафедрой природопользования и методики преподавания географии. Кроме бывшего декана ГЭФ З.Н.Ткачевой на конкурс подали заявления доцент И.В.Хомутова, которая, как и З.Н.Ткачева, являлась сотрудником ликвидированной межфакультетской кафедры методики преподавания биологии, географии и экологии, а также доцент кафедры географии РГСУ А.А.Марченко. В ходе заседания кафедры, состоящей на тот момент (начало сентября 2013г.) из двух сотрудников – З.Н.Ткачевой и Н.В.Москалевой, претендентам на замещение вакантной должности заведующего кафедрой доцентам И.В.Хомутовой и А.А.Марченко не была предоставлена  возможность изложить свою программу развития кафедры. Избранная таким образом «единогласно» (обе сотрудницы новой кафедры проголосовали «за») З.Н.Ткачева была утверждена кафедрой для дальнейшего прохождения по конкурсу на Ученом совете МГОУ, состоявшемся 5.09.2013г. Доцент РГСУ А.А.Марченко попыталась, все-таки, выступить со своей предвыборной программой на большом Ученом совете МГОУ, однако ей не дали слова, что противоречит п.6 ч.1 «Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации», утвержденном приказом Минобразования РФ № 4114 от 26.11.2002г. В итоге, наиболее активные преподаватели, открыто заявившие о своем несогласии с кадровой политикой и ситуацией на ГЭФ, либо уволились (доцент Л.А.Царева, ст. преподаватель А.П.Тимофеев, методист И.А.Плотникова), либо были уволены как не прошедшие по конкурсу (доцент Л.С.Черняго). Хотя это не помешало Ученому совету МГОУ на своем заседании (05.09.2012г.) включить уже уволившуюся Л.А. Цареву в конкурсный список претендентов  на замещение вакантных должностей.   Начавшаяся перестройка привела не только к ликвидации ЕЭИ, но и уходу с занимаемых постов проректора по науке, начальника организационно-правового отдела, начальника управления контроля качества и мониторинга образовательного процесса, начальника отдела кадров. В настоящее время под угрозой закрытия находится профком МГОУ, выполняющий контрольные функции по соблюдению ректором трудового законодательства и других нормативно-правовых актов. В частности, в нарушении п.2.10 Устава МГОУ об обеспечении охраны здоровья обучающихся и работников университета, почти полтора года не работал лифт в Перловском учебном корпусе, осложняя преподавателям и студентам доступ в учебные аудитории, несмотря на коллективное обращение сотрудников к ректору. В нарушении п.4.2. Устава МГОУ реализация магистерских программ на географо-экологическом факультете (ГЭФ) не соответствует требованиям, предъявляемым к содержанию ФГОС.   Самый важный вопрос – о нормализации психологического климата на ГЭФ и возвращении учебного процесса в нормальное русло – остается открытым.   Ректору П.Н.Хроменкову так и не удалось решить заявленную в своей предвыборной программе задачу: создать условия для деятельности МГОУ в соответствии с вызовами времени и на уровне мировых образовательных стандартов.  Главной предпосылкой ректор считает сформировавшуюся за 80-летнюю историю существования университета благоприятную академическую атмосферу и создание научных школ с их уникальной научно-методической базой. Однако, нежелание П.Н.Хроменкова идти на контакт с трудовым коллективом, быстро и конструктивно решать проблемы, затронутые в обращениях преподавателей, привели к отсутствию обратной связи и сделало систему управления учебным процессом на ГЭФ МГОУ неэффективной. «Благоприятная академическая атмосфера», о которой говорил ректор, постепенно покидает стены прославленного вуза.   Как член независимого профсоюза работников высшей школы «Университетская солидарность» (зарегистрирован в Минюсте 19.06.2013г., ОГРН1137799012890)  убеждена, что преподаватель и студент должны стать главными фигурами в российской высшей школе, тогда как роль администрации должна заключаться в обеспечении условий для эффективной учебной и научной работы (а не жесткому бюрократическому контролю над ними).   Московский государственный областной университет – старейший ВУЗ Московского региона – должен стать кузницей научно-педагогических кадров, работающих на его устойчивое развитие, а не превращаться в учебное заведение, где при поддержке руководства создаются оранжерейные условия для реализации  карьерных амбиций отдельных управленцев, таких как З.Н.Ткачева и ее ближайшие сподвижники.  В связи с изложенными фактами, прошу провести проверку:·        на нарушение процедуры реструктуризации ЕЭИ, в ходе которой в состав комиссии по реструктуризации не вошли ведущие профессора и преподаватели ГЭФ (географо-экологического) и БХФ (биолого-химического) факультетов;·        на нарушение процедуры тайного голосования по избранию членов Ученого совета МГОУ на общем собрании сотрудников ГЭФ;·        на нарушение процедуры конкурса по замещению вакантных должностей ППС в рамках реструктуризации ЕЭИ, проводимого на заседании Ученого совета МГОУ  5.09.2013г.;·        на нарушение процедуры замещения вакантной должности заведующего кафедрой природопользования и методики преподавания географии на ГЭФ;·        на целесообразность создания кафедры природопользования и методики преподавания географии, с одной стороны фактически дублирующей кафедры общей и региональной геоэкологии и физической географии, а с другой стороны разрушившей целостность межфакультетской кафедры методики преподавания биологии, географии и экологии, достижения которой были известны не только в России, но и за рубежом;·        на нарушение п.2.10 Устава МГОУ (принят на Конференции МГОУ от 29.12.2011г., протокол №1) в части обеспечения охраны здоровья обучающихся и работников университета в связи с длительным отключением лифта в Перловском учебном корпусе;

  • на несоответствие  федеральным государственным образовательным стандартам учебных планов магистерских программ «Международное сотрудничество в области экологии и природопользование» и «Экономика природопользования», которые реализуются на ГЭФ МГОУ в рамках направления подготовки 050100.68 «Педагогическое образование».

Comments are closed.