Анкетирование по-министерски


На сайте ИРИ РАН увидел прелюбопытнейшую  «Анкету о целесообразности перехода на одноуровневую систему аттестации научных кадров» — http://www.iriran.ru/?q=node/1030
Разговоры о необходимости перехода к одноуровневой системе аттестации научных и научно-педагогических работников идут давным-давно.
И точно также давным-давно в научно-преподавательском сообществе России существуют очень серьезные сомнения в целесообразности этого шага.
С одной стороны, немыслимо волевым решением уровнять кандидатов и докторов наук, разница в научной квалификации неоспорима. Так незаслуженно чохом обидеть всех докторов наук — это было бы перебором даже для нашей власти!
Но, высказывалось и предложение не уравнивать кандидатов и докторов наук, а узаконить только одни степень- PhD и ликвидировав с определенного момента защиту докторских степеней, не запрещать докторам наук пользоваться их степенью, предоставив естественному ходу вещей решить  эту проблему лет через  пятнадцать-двадцать …
С другой стороны, отказ от такого мощного стимула для профессионального роста как докторская степень – дело странное!
За все это время сколько-нибудь внятных аргументов в пользу отказа от традиционной для нашей страны двухуровневой система (кандидат и доктор наук) так и не прозвучало.
Не считать же таковым аргумент – необходимость соответствовать болонской системе!
Тем более как явствует из полугодичной давности слов председателя ВАК В. Филиппова  требования отказаться от докторов наук в этой системе и не содержится: «Давайте сделаем степень кандидата наук аналогом PhD, а докторская степень останется докторской: представьте себе, человек защитил в 25–30 лет диссертацию кандидатскую – и всё, у него нет мотивации расти. А доктор наук – именно мотивация, она очень важна. Отменять докторов никто не требует» — http://vz.ru/society/2013/2/25/621459.html
Таким образом, казалось бы начальство нашло вполне приемлемый выход из ситуации – и требование болонской системы выполнить и традиционную для нас систему сохранить!
Но, вот буквально неделю назад Департамент аттестации научных и научно-педагогических работников Министерства образования и науки Российской Федерации совместно с Институтом Инноваций Инфраструктуры и Инвестиций решил провести изучение мнений научного сообщества о возможности и целесообразности перехода Российской Федерации к одноуровневой системе аттестации научных и научно-педагогических работников — https://www.surveymonkey.com/s/FXKLFVX.
Но, что обращает внимание участие в исследовании анонимно и более того, в нем можно участвовать имея неполное высшее образование (см.: электронную анкету на сайте: https://www.surveymonkey.com/s/FXKLFVX).
Понятно, что анонимность открывает неограниченный простор для фальсификаций результатов этого анкетирования.
Сколько же время отводится на анкетирование научного сообщества? Вы не поверите!
Если судить по сайту ВАКа, где этот опрос появился 8 октября http://vak.ed.gov.ru/ru/news/index.php?id54=776, то времени на этот опрос заложили всего лишь неделю!!!
Впрочем, «Проект Положения о порядке присуждения ученых степеней в рамках Пилотного проекта по апробации новой модели государственной аттестации научных и научно-педагогических работников» тоже обсуждался всего лишь 10 дней (с 20 сентября по 30 сентября 2013г.) — http://vak.ed.gov.ru/ru/news/index.php?id54=772
Зато расширили круг анкетируемых до людей не имеющих полного высшего образования!
Но, это уже вовсе и не анкета, а полная профанация!
Анкетируемый ведь говорит только  о себе, иначе это не анкетирование, а опрос мнения.
Но, как человек с неполным высшим образованием может судить о преимуществах  одноуровневой или  двухуровневой систем аттестации научных и научно-педагогических работников?
Всё это в совокупности  похоже уже на форменное издевательство и над здравым смыслом и над самими учеными и преподавателями.
Вообще вся организация этого анкетирования свидетельствует или о серьезнейшем непрофессионализме ее организаторов или о сознательном намерении подтасовать ее результаты и использовать их в легитимации решения о переходе на одноуровневую систему аттестации научных и научно-педагогических работников.
Увы, второе сомнений практически не вызывает, если помнить о стиле работы Минобрнауки и ее министра… Но, самое пикантное, что абсолютно не понятно что именно они собираются протаскивать – то, что полгода назад озвучил В.Филиппов или еще что-то?
И вот парадокс —  традиционная бюрократическая келейность в принятии решениях ныне рядится в тогу электронных демократических обсуждений  и анкет!
Завершая эту статью, захотел еще раз глянуть на анкету, но оказалось что в 18.59 14 октября опрос уже закрыт — https://www.surveymonkey.com/s/FXKLFVX
Действительно- «О, времена, о, нравы»!

Comments are closed.