Обращение Центрального совета профсоюза работников высшей школы «УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ»

Публикуем обращение Центрального совета «За социальное государство! Остановим наступление на российское высшее образование! «

*

Межрегиональный профсоюз работников высшей школы

«УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ»

Обращение Центрального совета профсоюза

ЗА СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО!

ОСТАНОВИМ НАСТУПЛЕНИЕ НА РОССИЙСКОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ!

 

На наших глаза атаке подвергаются целые специальности, разгрому – научные школы с многолетней историей. Мы требуем прекратить огульные сокращения преподавателей, урезание и ликвидацию бюджетного приема в вузы.

На прошедшем 7 мая 2013 года совещании у президента РФ министр образования и науки Дмитрий Ливанов заявил следующее: «На этот год, на 2014–2015 годы предусмотрены дополнительные средства на повышение оплаты труда преподавателей вузов – соответственно 24, 38 и 62 млрд. рублей. Эффективное использование этих средств возможно только при повышении требований к качеству работы преподавателей и проведении структурных изменений. У нас на сегодняшний день фактическая численность преподавателей в вузах на 30% превышает нормативную, а в некоторых вузах это превышение 40 и 50%. Понятно, что, повышая всем заработную плату в этой ситуации, мы будем просто стимулировать, раздувать штаты. Следовательно, необходимо провести в течение тех месяцев, которые остались до начала нового учебного года, достаточно серьёзные изменения в кадровой системе высших учебных заведений».

Это означает, что предусмотренные в Дорожной карте правительства меры по сокращению преподавателей вузов Минобрнауки России будет реализовывать ударными темпами.

Одновременно в целом ряде вузов снижаются контрольные цифры приема на бюджетные места. Под удар попадают прежде всего гуманитарные специальности. Так, количество бюджетных мест на философском факультете РГГУ сокращено до 0. По общему мнению, это один из лучших философских факультетов страны. Сокращено до 0 число бюджетных мест по нескольким гуманитарным специальностям в Сибирском федеральном университете. Сокращения затрагивают и вузы других профилей, например, медицинские.

Как и при формировании пресловутого рейтинга эффективности вузов, остается непрозрачным и непонятным для общественности механизм принятия решений: Мы требуем гласности в обсуждении вопросов:

  • по каким критериям определяются контрольные цифры по бюджетным местам;
  • на основании чего сделан вывод о превышении численности преподавателей по сравнению с нормативами;
  • кто и как разделяет специальности и профили подготовки на «более» или «менее» нужные российскому обществу.

Опыт ряда вузов, где проводились альтернативные оценки соотношения численности преподавателей и студентов, показывает, что заявления о превышении на 30% «взяты с потолка». Да и корректно ли сформированы сами нормативы? Известно, что нагрузка российских вузовских преподавателей в разы превышает аналогичные показатели у наших европейских и североамериканских коллег при несопоставимых размерах оплаты. Недавно проведенное международное сравнительное исследование оплаты преподавателей высшей школы (с российской стороны в нем участвовал НИУ ВШЭ) показало, что российские профессора и преподаватели занимают по уровню зарплаты предпоследнее место среди попавших в выборку стран, уступая Эфиопии, Колумбии и др.

Как огульное сокращение преподавателей, так и урезание бюджетных мест, вне всякого сомнения, будет иметь катастрофические последствия для судеб российской высшей школы, нанесет урон всему обществу. Такие решения, затрагивающие судьбы многих людей и всего общества в целом, должны приниматься только гласно с реальным участием представителей трудовых коллективов.

Минбрнауки упорно настаивает на сокращении преподавателей, абсолютно игнорируя факты вопиющего разрастания административного аппарата в вузах, где на одного преподавателя «с сошкой, приходится несколько с ложкой»!   Вместо того, чтобы объявить войну «бюрократическому засилью» в вузах, лишним административным структурам, которые задушили преподавателей требованием планов, отчетов, методичек и пр. сокращают тех, кто на своих плечах и держит реальное преподавание в вузах.

Необходимо вернуть изначальное значение понятию «конкурс» при профессиональном отборе преподавателей. Пора сказать НЕТ произволу на местах, СТАВШЕМУ ВОЗМОЖНЫМ при полном попустительстве Министерства образования и науки, А ТАКЖЕ ОФИЦИАЛЬНЫХ профсоюзов.

Сокращение бюджетных мест – это очередной шаг на пути превращения образования в товар, уничтожения доступности образования. Высшее образование является важнейшим социальным лифтом, а подобная политика ведет к его разрушению.

Сотни тысяч юношей и девушек из семей, неспособных платить за образование окончательно лишаются надежды на его получение и возможность сделать карьеру. А российская наука рискует недосчитаться новых ломоносовых , менделееевых, лотманов, аверинцевых.

Удар, наносимый по гуманитарным дисциплинам, – это удар по самосознанию российского общества. Сокращение бюджетных мест на гуманитарные специальности в вузах приведет ко многим негативным последствиям: от распространения невежества и обскурантизма до гибели целых научных школ и сообществ. Мы должны противостоять бухгалтерским настроениям тех представителей власти, которые в силу своей ограниченности не в состоянии понять, что гуманитарное знание формирует идентичность современного общества.

Перед нами стоит выбор: наблюдать за разрушением российского образования, деградацией культуры, торжеством невежества или, объединившись, солидарными усилиями остановить  произвольные манипуляции чиновников с распределением бюджетных мест и готовящийся разгром преподавательского сообщества и гуманитарной науки.

МЫ ТРЕБУЕМ

— Приостановить действие Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и вернуться к его обсуждению. Мы поддерживаем идею «Гражданской инициативы за бесплатное образование» собрать 100 тысяч подписей для внесения поправок к этому Закону.

— Отменить План мероприятий (Дорожную карту) «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утверждённый Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 № 2620-р.

— Отменить Постановления правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов», поскольку так называемая «новая отраслевая система оплаты труда» социально несправедлива и экономически неэффективна. Мы так же протестуем против кампании навязывания так называемых «эффективных контрактов» в сфере образования и в других социальных отраслях.

Констатируя разрушительный характер политики нынешнего российского правительства в области высшего образования, мы требуем, чтобы ключевые решения в этой сфере, в том числе и кадровые, принимались не келейно, а по результатам обсуждения в среде специалистов и обществе в целом. Министерство образования и науки, как и другие государственные органы, от которых зависит жизнь людей, должно быть поставлено под общественный демократический контроль!

Мы полагаем, что только солидарные действия всех заинтересованных социальных групп могут заставить власть отказаться от своих губительных для общества планов. Мы обращаемся в первую очередь к своим коллегам – вузовским преподавателям: хватит жаловаться на начальство в узком кругу друзей и знакомых! Организуйтесь! Вступайте в наш профсоюз! Создавайте первичные организации в своих вузах и городах. Нас уже довели до положения, когда терять нам уже нечего, а борьба даёт нам шанс на социальное и профессиональное самосохранение.

Мы обращаемся к студентам, абитуриентам и их родителям: поддержите нашу борьбу за сохранение рабочих мест в вузах, за сохранение бюджетных мест для студентов. Она оставляет вам возможность на получение полноценного и бесплатного образования.

Мы призываем всех неравнодушных людей, понимающих важность сохранения и развития системы высшего образования в России, сказать НЕТ попыткам «экономии» на финансировании вузов и бюрократическому произволу в отношении преподавателей и студентов!

 

Comments are closed.