«Что день грядущий нам готовит?» И как с этим бороться?

Глава Минобразины Дмитрий Ливанов вновь нас всех «порадовал», заявив 7 мая на совещании Владимира Путина с министрами о своих планах к 1 сентября текущего года сократить 30 процентов вузовских преподавателей, и сказав буквально следующее:

«У нас на сегодняшний день фактическая численность преподавателей в вузах на 30% превышает нормативную, а в некоторых вузах это превышение – 40 и 50%. Понятно, что, повышая всем заработную плату в этой ситуации, мы будем просто стимулировать, раздувать штаты. Следовательно, необходимо провести в течение тех месяцев, которые остались до начала нового учебного года, достаточно серьезные изменения в кадровой системе высших учебных заведений. Мы будем это делать, и уже с 1 сентября 2013 года все государственные вузы страны перейдут на новую систему окладов, которые будут серьезно повышены».

Параллельно происходит сокращение бюджетных мест, особенно на гуманитарные специальности в целом ряде университетов по всей стране.

И то, и другое, вне всякого сомнения, будет иметь катастрофические последствия для судеб российской высшей школы.

Масштабное сокращение бюджетных мест окончательно уничтожает последние остатки того, что позволяло России хоть в какой-то мере оставаться социальным государством, о чем российские власти обожали говорить с высоких трибун, впрочем, прилагая усилия к тому, что социальное государство в России все время съеживалось, подобно шагреневой коже.

Сокращение бюджетных мест есть крупный шаг в  продвижении концепции «образовательных услуг» и крупный шаг на пути уничтожения доступности образования.

Подобная политика опасна вдвойне по целому ряду причин.

С одной стороны, рушатся остатки системы «социальных лифтов», в функционировании которых роль высшего образования трудно переоценить. Разрушение социальных лифтов  в и без того социально расколотой стране ведет к усилению социального и политического расслоения и напряжения.

Сотни тысяч юношей и девушек из семей, неспособных платить за образование, окончательно лишаются надежды на получение высшего образование и возможности сделать карьеру.

С другой стороны, российская наука и российское общество рискуют остаться без тех  Ломоносовых, которые теперь не смогут получить выше образование и внести свой вклад в науку, технику, искусство. Таланты и без того редки, чтобы еще и искусственно ограничивать им доступ к своему становлению. Этот фактический возврат к  феодальным принципам «Всяк сверчок знай свой шесток» и «Где родился, там и пригодился» противоречит мировым трендам и сулит серьезными проблемы российскому обществу и государству. Удивительно, что те, кто обязан защищать интересы государства, наносит ему огромный вред! Весь мир движется в направлении доступности образования, только Россия решила с гордостью двинуться назад.

В третьих, удар, наносимый по гуманитарным дисциплинам и гуманитарной науке, превращает российское общество в «Иванов, родства не помнящих». Сокращение бюджетных мест на гуманитарные специальности в вузах приведет ко многим негативным последствия: от дальнейшего роста бескультурья в обществе до гибели выдающихся научных школ в вузах.

Мы должны противостоять этим технократическим и чисто бухгалтерским настроениям среди тех представителей нашей власти, которые в силу своей ограниченности не в состоянии понять системообразущее значение гуманитарных наук для любого современного общества и забывают мудрую русскую поговорку «Скупой платит дважды»!

И ведь нет ни малейших сомнений, что чаще всего администрация резать (сокращать преподавателей) будет с размахом и по живому, совершенно не заботясь ни об интересах дела, а думая о своих интересах и о своих приближенных! В массе своей сократят не худших, а неугодных!

Всё это вместе наносит удар без преувеличения будущему российского общества и российской нации и затрагивает коренные интересы отнюдь не только вузовских преподавателей, но и миллионов юношей и девушек, их родителей, ученых, инженеров, людей искусства —  всех неравнодушных к судьбам своей страны.

Перед всеми нами стоит выбор: или наблюдать за гибелью российского образования и лишением нации перспектив или, объединившись, совместными солидарными усилиями остановить наступление на сокращение бюджетных мест и готовящийся разгром преподавательского сообщества и гуманитарной науки!

Нужно протестовать и бороться всеми законными и доступными способами!

И конечно, требуя от власти отказа от этой гибельной для страны и для образования политики «оптимизации высшей школы», нужно одновременно требовать и отставки министра, ее рьяно проводящего. Ливанов, конечно, не самостоятельная фигура, а чиновник, осуществляющий приказ, спущенный сверху. Но чиновник прямолинейный, чиновник-бульдозер. Чиновник, хамящий вузовским преподавателям и не желающий извиняться. Чиновник, чьими руками камня на камне не оставят от российской высшей школы. Он нужен.

Поэтому его не отправили в отставку, несмотря на возмущения вузовских преподавателей и академических ученых, несмотря на требования думских партий и невзирая на самый низкий рейтинг среди министров и т.д. Бульдозер — вещь нужная, в хозяйстве пригодится!

Самое удивительное, что ряд коллег выступил в защиту Ливанова, приводя в качестве аргументов борьбу министерства с плагиатом.

Но, это нужное и полезное дело, перевешивается тем гигантским вредом, который наносится (и еще будет нанесен) министром российскому высшему образованию и вузовским преподавателям, чьи судьбы его (и если бы только его одного) совершенно не волнуют.

Comments are closed.